Энциклопедия Кольера - астрология
Астрология
Архаический период. Возникновение астрологии связано с осмыслением первобытным человеком изменения лунных фаз и затмений и осознанием связи между сменой времен года и прохождением Солнца через точки равноденствия и солнцестояния. Эти явления были легко доступны наблюдению и приобрели особую значимость с того момента, как люди научились возделывать землю. В Шумере и Вавилоне, где астрономические наблюдения велись приблизительно с начала III тыс. до н.э., в Китае, где они производились по крайней мере с середины II тыс. до н.э., и в цивилизации майя (хронология которой остается предметом споров) астрология первоначально подразумевала лишь наблюдения за движением Солнца и Луны и составление таблиц, позволявших предсказывать время и обстоятельства их обращения и затмений. Однако за этими наблюдениями в скором времени последовали попытки соотнести данные, касающиеся движения Солнца и Луны, с изменениями погодных условий. Отсюда оставался всего один шаг до попытки найти связь между небесными явлениями и событиями земной жизни такими, как голод, природные катаклизмы, война и мир, победы и поражения, жизнь и процветание земных правителей. На той стадии развития цивилизации, когда существовала вера в божественный характер Солнца и Луны, перемещения этих светил по небесному своду осмыслялись в контексте астральных религий. Данные наблюдений становились прежде всего средством, позволявшим предугадать волю богов, в результате чего астрология постепенно приобрела характер религиозного учения, что способствовало расширению астрономических исследований и обеспечило поразительную (если принять во внимание отсутствие необходимых приборов и развитой математической теории) точность наблюдений. Все древнейшие астрологические системы содержат в принципе одинаковый материал: это своды правил предсказания погоды и важных событий, определения счастливых и несчастливых дней и регулирования традиционных форм человеческой деятельности и религиозных обрядов. Астрология у майя и в Древнем Китае, по-видимому, так и осталась на этой ступени развития; нет почти никаких свидетельств, что в вавилонской астрологии предпринимались попытки расширить ее горизонты, во всяком случае до того момента, пока она не испытала влияние греческой мысли. Вместе с тем бесспорен огромный вклад вавилонян в развитие техники астрономических наблюдений. Уже ко 2 в. до н.э. они умели составлять эфемериды астрономические таблицы расположения планет в знаках Зодиака, восходов и заходов Солнца, а также времени и места соединений и противостояний планет.
Греческая и эллинистическая астрология. В ходе расширившегося культурного обмена между Грецией и Ближним Востоком после завоеваний Александра Македонского в начале 4 в. до н.э. с вавилонской астрологией познакомились греческие философы. Четыре "стихии" Эмпедокла огонь, воздух, вода и земля были соотнесены с четырьмя "элементами" небесного круга, носящими те же имена. Космогония Платона и метафизика Аристотеля обеспечили астрологии статус почти божественной науки. Именно с этими космогоническими теориями и был связан высокий авторитет астрологии не только в классическую и средневековую эпоху, но и в эпоху Ренессанса. Но, пожалуй, еще более важное значение для последующего развития астрологии имело стоическое учение о взаимосвязи микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной), служившее философским обоснованием причинно-следственной связи между движениями светил и человеческой жизнью. В результате греки, включив в сферу компетенции астрологии (дотоле распространявшуюся только на метеорологические явления и события, касавшиеся жизни целых народов) жизнь отдельного человека, вдохнули в астрологию новую жизнь, положив начало новому направлению гороскопической астрологии. Последний великий греческий астроном, Клавдий Птолемей, живший во 2 в. н.э., немало сделал для ее развития. Два наиболее известных его сочинения, Альмагест и Тетрабиблос, на протяжении двенадцати последующих веков оставались основными астрономическими и астрологическими источниками; последнее и сегодня используют в качестве учебника астрологии. Гороскопическая астрология, существовавшая в развитой форме уже в эпоху Птолемея, устанавливает соответствия между расположением Солнца, Луны и планет и событиями жизни отдельного человека. В ее основе лежит философское представление о подобии человека космосу: в силу этого в личности и обстоятельствах жизни человеческого индивида запечатлен тот образ Вселенной, который она имела в момент его рождения, так что по расположению светил можно судить о его личности и судьбе.
Гороскоп. Гороскоп представляет собой схему расположения Солнца, Луны и планет на определенный момент времени для данной географической широты и долготы. Человек в астрологии помещался (и помещается до сих пор) в центр Вселенной, поскольку Птолемеева астрономическая система была геоцентрической и рассматривала Землю как сферу, вокруг которой обращаются небесные тела. Круг гороскопа подразделяется на 12 равных частей, а небесная сфера делится в двух направлениях на 12 сегментов, каждый из которых проецируется на плоскость.
Зодиак. Исходное деление небесной сферы называется зодиакальным. Зодиак представляет собой пояс, отступающий от эклиптики (видимый путь движения Солнца по небесной сфере) на 8В° в обе стороны и разделенный на 12 равных частей знаков Зодиака по 30В° каждая. Вавилоняне открыли зодиакальный круг приблизительно на рубеже 5 и 6 вв. до н.э. и присвоили каждой его части имя созвездия, занимавшего в то время большую часть данного 30-градусного отрезка. Отсчет знаков Зодиака ведется от созвездия Овна (0В°), за которым с 30-градусным интервалом следуют Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы. В результате смещения точек равноденствия нулевой градус ныне уже не совпадает с созвездием Овна, однако астрологи продолжают исходить из того, что начало зодиакального круга, которое первоначально устанавливалось по движению Солнца, должно по-прежнему совпадать с точкой весеннего равноденствия (т.е. с точкой пересечения эклиптики и небесного экватора, через которую Солнце проходит в своем движении к северу). Зодиакальный круг разделяется на четыре "элемента", в них вписываются четыре равносторонних треугольника, вершины которых совпадают с точками равноденствий и солнцестояний и объединяют знаки Зодиака, находящиеся в вершинах каждого треугольника, в самостоятельные группы, соответствующие определенной "стихии". Отсчет ведется от точки весеннего равноденствия, так что образующие первый треугольник знаки Овна, Стрельца и Льва считаются "огненными" знаками, Рак, Скорпион и Рыбы, образующие треугольник с вершиной в точке летнего солнцестояния, "водными", Весы, Водолей и Близнецы, образующие треугольник с вершиной в точке осеннего равноденствия, "воздушными", а Козерог, Овен и Дева (треугольник с вершиной в точке зимнего солнцестояния) "земляными".
Дома. Радиусы зодиакального круга служат разделительными линиями между "домами" гороскопа. Деление на "дома" представляет собой способ деления видимой и невидимой полусфер во времени и в пространстве. Оба метода предполагают деление на три части небесной дуги, расположенной в данный момент времени и для данной широты между восточным горизонтом (асцендентом) и верхней кульминацией на меридиане. Поэтому в основе двенадцатеричного деления на "дома" лежит суточное движение Земли вокруг своей оси, тогда как двенадцатеричное деление на "знаки" Зодиака основано на видимом с Земли годичном обращении Солнца. Поэтому перемещение по зодиакальному кругу считается основным и связывается прежде всего с типом и характером человека (например, тип Овна, "огненный" тип и т.д.). И напротив, перемещение по "домам", соответствующее 24-часовому суточному кругу, связывается с индивидуальными особенностями человека и обстоятельствами его жизни: первый "дом" определяет свойства его личности, второй его финансовые перспективы и т.д. Каждая из планет соотносится с определенным видом деятельности: например, положение Меркурия влияет на умственные способности, красноречие и литературную одаренность, а положение Венеры на чувственность человека. Луна управляет эмоциями. Каждая из семи планет правит двумя знаками Зодиака (за исключением Солнца и Луны, в управлении у которых находится по одному знаку). Кроме того, планета, правящая знаком, находящимся в некотором "доме", считается правящей этим домом и обстоятельствами, которые определяются данным домом. Интерпретация расположения планет уточняется далее с учетом угла расположения планет по отношению друг к другу (т.н. аспекты): основными аспектами считаются углы в 0В°, 60В°, 90В°, 120В° и 180В°. Существует также значительное число более мелких подразделений и способов уточнений расположения планет в знаках Зодиака и "домах", употреблявшихся древними астрологами и употребляемых сегодня в индусской астрологии.
Типичный гороскоп. На иллюстрации показан гороскоп человека, родившегося на территории США в 2 ч 21 мин по местному времени 4 июля 1776 в Филадельфии на 75В°8Сћ западной долготы и 39В°57Сћ северной широты. Буквой A обозначен восточный горизонт, или асцендент, буквой B западный горизонт, или десцендент, а буквой C верхняя кульминация. Цифры, помещенные вокруг центра гороскопа, обозначают "дома"; соответственно, первый дом располагается ниже горизонта, второй под ним и т.д. Цифрами, помещенными справа от символов планет, обозначена их геоцентрическая долгота в градусах и минутах дуги от начала указанного между ними знака Зодиака, а цифрами и символами во внешнем круге долготы на Зодиаке, по которым проходят большие круги, разделяющие дома.
ГОРОСКОП человека, родившегося в США 4 июля 1776.Применение астрологии в исследовании неорганической материи и в медицине. Греки считали, что планеты и знаки Зодиака управляют определенными минералами, растениями, драгоценными камнями, цветами и т.п. Согласно концепции микрои макрокосма, каждому знаку Зодиака соответствуют определенные части и органы человеческого тела, а планеты "отвечают" за те или иные физиологические функции. Медицинская астрология была столь широко распространена, что в Средние века считалось невозможным заниматься врачебной практикой без знания и использования астрологических принципов.
Гадательная астрология. С закатом Римской империи астрология пришла в упадок и развивалась лишь как эзотерическая дисциплина еврейскими учеными александрийской школы, которые, вероятно, и познакомили с астрологией мусульманский мир. В 8 в. Харун ар-Рашид приказал перевести на арабский язык Альмагест Птолемея. Вскоре после этого были выстроены обсерватории в Багдаде, где в 9 в. обучался величайший из арабских астрологов, Альбумазар, а также в Кордове и Толедо (после завоевания Испании маврами). Однако у арабов, с их фаталистическим взглядом на мир, греческая гороскопическая астрология была оттеснена на второй план, уступив место дивинационной (гадательной) астрологии. Астрология этого типа помогала осуществить правильный выбор (например, выбрать надлежащее время для какого-нибудь начинания) и давала ответы на самые разные вопросы (например, как возместить убытки или выгоднее вложить деньги). Гороскоп составлялся на тот час и минуту, когда был задан вопрос, и ответ зависел от расположения планет на этот момент времени. Советы относительно разного рода начинаний заключались в определении точного времени, когда расположение светил будет обещать наиболее успешное осуществление данного предприятия. Хотя дивинационная астрология основана на тех же принципах, что и греческая гороскопическая астрология, она регламентирована бесчисленным множеством правил, оставляющих очень мало свободы как для интерпретации гороскопа, так и для выполнения его инструкций.
Упадок астрологии. Астрология проникла в средневековую Европу через испанские университеты, служившие в 11 и 12 вв. центрами учености. Там были осуществлены переводы Альмагеста и Тетрабиблоса Птолемея и Введения в науку о звездах (Introductorium in astronomiam) Альбумазара. Приоритетом пользовалась дивинационная астрология: гороскопическая астрология испытала сильное влияние мистицизма, а к концу 16 в. стала все больше сближаться с магией. Возникновение в 16 в. гелиоцентрической системы Коперника и развитие научного естествознания в 17 и 18 вв. привели к дискредитации астрологии, первоначально в среде астрономов, а позднее в научной среде в целом. Кроме того, репутация астрологии оказалась подорванной из-за процветавшего шарлатанства. Примечателен тот факт, что не сохранилось никаких оригинальных астрологических сочинений, написанных в Европе в период времени, отделяющий Тетрабиблос Птолемея (2 в. н.э.) от сочинений Уильяма Лилли и его ученика Джона Гэдсбери (середина 17 в.).
СОВРЕМЕННЫЕ ШКОЛЫ
Моралистическая. Интерес к астрологии сохранялся (особенно в Англии) на протяжении эпохи Возрождения и до конца 18 в., однако начало современному этапу в развитии астрологии было положено в 1820 и 1822, когда появилось сразу два английских перевода Тетрабиблоса. Позднее, с расцветом в конце 19 в. теософских учений, астрология получила новый импульс для своего развития, особенно после публикации сочинений Алана Лео в Англии. В Америке пробуждению нового интереса к астрологии способствовало движение розенкрейцеров. Именно эти два течения породили ту полурелигиозную астрологию, которая и по сей день имеет своих приверженцев. Однако два главных направления в развитии современной астрологии, возникшие после Первой мировой войны, имеют американские корни: это, во-первых, астрологическая физика и астрологическая метеорология, представляющие собой попытку возродить традицию "естественной" халдейской астрологии, и, во-вторых, психологическая астрология, приближающаяся к греческой астрологической традиции, хотя и использующая терминологию современной психологической науки.
Физическая астрология. Термин "физическая астрология" используется для обозначения всех астрологических систем, основанных на презумпции существования причинно-следственных связей между небесными планетами и физическими явлениями на Земле. Астрологическая физика использует некоторые принципы современной космической физики и электродинамики, в частности теорию, согласно которой человек, Земля, Солнце, неподвижные звезды и планеты обладают электромагнитными полями различной интенсивности, так что движение Солнца и планет в космическом пространстве вызывает изменения фазовых углов взаимодействующих магнитных полей и, соответственно, изменения "силового фактора".
Астрологическая метеорология. Астрологическая метеорология, основанная на теории приливного влияния гравитационного поля Солнца, Луны и других планет на земную поверхность, является единственным направлением в современной астрологии, которое сохраняет сходство с современными естественными науками. Она базируется на эмпирических данных, полученных в ходе многолетних ежедневных наблюдений за погодой и зведным небом, и стремится установить определенные закономерности. По своему методу и задачам астрологическая метеорология больше всего напоминает древнюю астрологию вавилонян.
Астрологическая биология. Астрологическая биология, которую лишь с определенной натяжкой можно рассматривать как одну из областей физической астрологии, представляет собой теорию, соотносящую минеральные соли с Солнцем, Луной и другими планетами, а в некоторых случаях и с Землей. Определение солей, необходимых для поддержания баланса в человеческом организме, осуществляется исходя из анализа расположения и соотношения планет в гороскопе, составленном на основе сведений о месте и времени рождения данного человека. Лунный календарь посевов, предполагающий, что растения нужно сеять тогда, когда Луна пребывает в определенной фазе и знаке Зодиака (Луна в "водяных" и "земляных" знаках и в первой и второй фазе считается особенно благоприятствующей посадкам), также может рассматриваться как одна из форм физической астрологии.
Психологическая астрология. Психологическая астрология, по сути, близка к гороскопической астрологии птолемеевской эпохи: в ней используются те же принципы интерпретации, но при этом учитываются и особенности современной жизни. Основное отличие заключается в акценте на индивиде; ритмы человеческой жизни по-прежнему считаются совпадающими с ритмами движения небесных светил, однако универсальные и архетипические характеристики, получаемые в результате интерпретации расположения планет, в психологической астрологии приобретают скорее потенциальный, чем действительный смысл, и указывают на возможности самой человеческой личности и ее судьбы. Таким образом, человек может развивать и использовать те потенции, которые заданы его гороскопом (хотя противники астрологии утверждают, что само установление прямых связей между движением светил и личностью и судьбой человека априори отрицает свободу воли). Плотин и его современники (3 в. н.э.) двигались именно в этом направлении, утверждая, что звезды это знаки, или знамения, но не причины. С точки зрения гештальт-психологического подхода, гороскоп рассматривается не как структура, состоящая из отдельных элементов, но как целостная архетипическая парадигма. Кроме того, предпринимались попытки интерпретировать в контексте астрологического символизма психологические комплексы (комплексы превосходства и неполноценности, мужского насилия и патологических связей между родителями и детьми в теории Адлера), основные психологические типы и структуру личности (четыре психологических типа, анимус и анима в теории Юнга) и т.д. И наконец, современный интерес к исследованию циклов привел к возникновению нового метода астрологических "предсказаний", напоминающего прогностические методы современной науки: циклическое обращение планет связывается с событиями и явлениями, превалировавшими в предыдущих фазах этого обращения. Основное различие между средневековым и современным психологическим способом интерпретации астрологических данных можно пояснить следующим образом: с точки зрения средневекового астролога, человек, родившийся в момент восхода Сатурна над горизонтом, обречен на всевозможные тяготы, болезни и, быть может, нищету; современный астролог истолковал бы это обстоятельство как указание на возможное чувство неуверенности в себе и чрезмерное желание понравиться и угодить другим, толкающее человека к поступкам, с помощью которых он пытается доказать свою компетентность или добиться ощущения своей нужности. Соотнося положение Сатурна с положениями других планет по гороскопу, астрологический психолог может объяснить этот комплекс неполноценности разрушением семьи, патологической связью с одним из родителей, превосходством братьев или сестер и т.д. Таким образом, если средневековый астролог ставил во главу угла предуготованную человеку судьбу, оставляющую ему в лучшем случае возможность отыскать средства, которые позволили бы избежать худшего, то современная астрологическая психология делает упор на самопознании личности как средстве психотерапии и на возможности развития или преодоления потенций, указанных в гороскопе.
ЛИТЕРАТУРА
Вронский С.А. Астрология: суеверие или наука? М., 1990 Радьяр Д. Астрология личности. Представление астрологических понятий и идей в свете современной психологии и философии. М., 1991 Саплин А.Ю. Астрологический энциклопедический словарь. М., 1994