Энциклопедия Кольера - цянь дэхун
Цянь дэхун
ЦЗИН-СЕМЯ). "Циркуляцию" "благосмыслия" при наличии "стабильной телесности" Цянь Дэхун, идентифицировал с "Великим пределом" (тай цзи), а его "изначальное беззвучие" с "Беспредельным" (у цзи). Интерпретируя последнее философское достижение Ван Янмина гносео-праксиологическую теорию "четырех постулатов" (сы цзюй цзун чжи), он выдвинул доктрину "четырех наличий" (сы ю), противоположную доктрине "четырех отсутствий" (сы у), то есть наиболее радикальной интерпретации "четырех постулатов", сформулированной другим выдающимся учеником Ван Янмина Ван Цзи.
Согласно Цянь Дэхуну, добро и зло не только присутствуют на трех производных уровнях человеческой психики ("движение помыслов", "благосмыслие", "выверение вещей"), но и "после длительного воспитания, перенятия обычаев" могут обнаружиться на исходном уровне "сущности сердца", где они изначально отсутствуют. Отсюда он делал этико-праксиологический вывод о необходимости тотальной и непрестанной работы по духовно-нравственному самосовершенствованию.
Данное истолкование сам Ван Янмин оценил как пригодное для обычных, а не даровитых людей, современные специалисты видят в нем "апостериорный" подход к сознанию как эмпирической реальности (Ду Вэймин). Цянь Дэхуну принадлежит главная заслуга пропаганды учения Ван Янмина в Центральном и Южном Китае.
ЛИТЕРАТУРА
Кобзев А.
И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 .