Энциклопедия Кольера - цзи-перводвигатель
Цзи-перводвигатель
"Перводвигатель", "пружина", "движущая сила", "механизм", "механический", "организм", "[[жизненное]] начало", "источник энергии", "импульс", "хитроумный", "махинаторский", "[[удобный]] случай" (цзи1). Одна из самых специфичных категорий китайской философии. Конкретные значения "цзи1" "крючок арбалета", "западня", "спускать стрелу с крючка", "ткацкий станок".
В семантике иероглифа "цзи1" (элементы "дерево" и "зародыш, исток, край") традиционно противопоставляемые на Западе понятия "механизм" и "организм" объединяются через общий признак самодвижения, двигательного импульса, исходящего изнутри. В конфуцианских текстах 5-3 вв. до н.э. "цзи1" имеет значение как творческой движущей силы, обуславливающей воплощение единого во многом (например, влияние одного человека на общество Ли цзи, гл.
Да сюэ), так и "махинаторских приемов" (Мэн-цзы). В даосских текстах "цзи1" употребляется в двух смыслах: 1) хитрое, коварное приспособление, плод человеческих рук; 2) естественное, нерукотворное устройство, движущая сила живого организма. Данное разделение соответствует фундаментальной даосской оппозиции "человеческое" (искусственное) "небесное" (естественное). Сердце, движимое искусностью человека, коварно, движимое "небесным естеством", благостно. Понятие "небесной пружины" (тянь цзи) как "движущей силы естества", ставшее каноническим для даосизма (см. Тянь цзи цзин Канон небесной пружины) было введено в Чжуан-цзы (4-3 вв. до н.э.), где таковая противопоставляется чувственному восприятию и чувственности (ши юй): чем они глубже, тем "поверхностнее небесная пружина". У Чжуан-цзы "цзи1" обретает физиологический смысл: "перводвигатель" человеческого естества "исходит из пяток" и обусловливает наиболее животворное, пронизывающее весь организм "пяточное дыхание", характерное прежде всего для "истинного человека" (чжэнь жэнь). Напротив, использование усовершенствованных ("механических" цзи1) орудий труда объявляется источником "механических дел" и в результате "механического сердца" (цзи синь), эгоистического хитроумия, которое приводит к "неустойчивости духовной жизни", противоречащей дао. Подобная смысловая амбивалентность сохраняется и в Хуайнань-цзы (2 в. до н.э.), где, с одной стороны "механическое сердце" представляется разрушающим целостность "духовной благодати" (шэнь дэ), а с другой причастность "небесной пружины" выступает атрибутом "совершенномудрого" (шэн жэнь). В Ле-цзы дано общее определение онтологического статуса цзи1: "Человек в конце концов уходит в перводвигатель. Все десять тысяч вещей исходят из перводвигателя и уходят в него". В основополагающем каноне средневекового, так называемого религиозного даосизма Инь фу цзине (1-2 вв.), который оказал существенное влияние на неоконфуцианство, прямая антропологическая дефиниция: "Человеческое сердце это перводвигатель" сочетается с идеей всеобщей взаимозависимости внутри универсума, выраженной метафорой "ограбления" Небом и Землей всех вещей, всеми вещами человека, а человеком всех вещей.Подобную взаимосвязь "трех грабителей" определяет невидимый и непостижимый для большинства людей "перводвигатель" (цзи1); "высший человек" благодаря ему получает возможность "усилить свое тело", а "посредственного человека", пытающегося овладеть им, ждет гибель. На этих положениях в средневековом даосизме основывалась практика психофизиологического самосовершенствования, в том числе "достижения бессмертия", которая в соответствии с исходной семантикой "цзи1" представлялась "воровским походом (дао фа) на Небо", или "воровским механизмом" (дао цзи), позволяющим "перевернуть" естественное движение от колыбели к могиле.
В китайском буддизме самодвижение всего сущего было возведено к "перводвигателю будды" (фо цзи); а в учении Чжии (6 в.) термин "цзи1" стал обозначать "ментальные способности" и впоследствии превратился в одну из важнейших категорий буддийский психологии.В фундамент неоконфуцианства лег тезис Чжан Цзая (11 в.
):
"В коловращении вещей всякое движение определяется перводвигателем, и если говорится о последнем, то движение исходит извне". Ван Янмин (конец 15 начало 16 в.) в истолковании цзи1 пытался преодолеть противопоставление "небесного" и "человеческого", обращаясь к даосским постулатам: человеческое сердце "пружина (цзи1) единой вещи", т.
е. Неба и Земли (тянь ди); "небесная пружина" есть "чувственные восприятия" (ши юй). Единство "организма" и "механизма" в семантике "цзи1" сказалось в своеобразии трактовок китайскими мыслителями конца 19 начала 20 в. западных представлений о созидательных силах природы. Например, по Сунь Ятсену, "биоэлементы создают людей и тьму вещей", подобно тому как люди создают вещи; "птицы это созданные биоэлементами летательные механизмы (цзи1)".
ЛИТЕРАТУРА
Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и китайская классическая философия. М., 1983 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 .