Энциклопедия Кольера - цзин вэй
Цзин вэй
(см. Цзи-перводвигатель)
исходный смысл словосочетания "цзин вэй" ткацкоделательный: "цзин1" означает нити основы ткани, на которые накладываются, пересекая их, нити утка (вэй3). Производство ткани (сети) в китайской культуре, как и во многих других, ассоциировалось с созданием письмен и текстов (ср. латинское textus "сплетение", "ткань"); в частности, китайская традиция возводила возникновение иероглифической письменности к так называемому узелковому письму. В коррелятивной символике традиционной китайской философии и науки
(см. Сян Шу Чжи Сюэ)
направление цзин1 соотносится с Небом (тянь) и последовательностью нечетных ("небесных") чисел, а вэй3 с Землей и последовательностью четных ("земных") чисел. Как и у пифагорейцев в античной Греции, исходным нечетным числом считалось 3, четным 2. Ассоциация с Небом как главенствующим началом выделила из пары цзин вэй первый член (цзин1). Он стал обозначением главного форманта культуросозидающей деятельности писаного "канона", а ассоциативная связь с Небом как символическим эквивалентом числа 3 обусловила представление о троичности "канона", которая в двухмерной развертке дает девятиклеточный квадрат. С помощью категории "канон" (цзин1) описывалась и общекосмическая девятеричность: "Соединение и гармония Неба и Земли есть великий канон жизни... Небо имеет девять просторов, земля имеет девять областей" (Люй-ши чунь цю, 3 в. до н.э.). Представление о квадратной девятиклеточной структуре пространства нашло выражение в утопической концепции "колодезных полей" (цзин тянь): "колодцем" (цзин6) называлась идеальная административно-производственная единица, территориальной основой которой якобы была система из девяти квадратных полей, взаиморасположение которых непосредственно изображает данный иероглиф: ">
.">= ."Колодец" рассматривался как основание универсальной квадратно-девятеричной структуры, делящей пространство от уровня сельской общины до уровня всей земной поверхности, состоящей из девяти материков (Мэн-цзы, 4-3 вв. до н.э.; Чжоу ли, 5-2 вв. до н.э., Цзоу Янь, 4-3 вв. до н.э.). Возможно, пути семантической эволюции иероглифов "цзин1" ("основа", "канон") и "цзин6" ("колодец") были параллельны: от обозначения продольно-поперечных движений в ткачестве и запашке земли к обозначению нормативной квадратно-девятиклеточной структуры. Такая "колодезно-каноническая" структура лежит в основе универсальной общеметодологической классификационной схемы системы триграмм и гексаграмм (см. Гуа): схематической моделью триграмм является девятиклеточный квадрат: ">
и т.д.">, и т.д.В традиционной науке универсальная сеть цзин вэй строго ориентирована по сторонам света:[[Продольные линии]] основы имеют [[направления]] на юг и север, [[поперечные линии]] утка имеют [[направления]] на запад и восток" (Ян Сюн, 53 до н.э. 18 н.э.). Развивший подобные взгляды последователь Ян Сюна выдающийся ученый Чжан Хэн (78-139) стал родоначальником количественной картографии, основанной соответственно на прямоугольной сетке координат. Представление о цзин вэй как упорядочивающей "сети" отразилось в теории китайской медицины. Термин "цзин1" имеет в ней значение "меридиан, главный канал" и относится к 12 основным парафизиологическим "руслам", по которым осуществляется суточная циркуляция "пневмы" (ци1) в организме. Аналогия с цзин вэй просматривается в названии системы главных и второстепенных "каналов" "энергетического каркаса" организма: "цзин ло" ("меридианы и коллатерали").
ЛИТЕРАТУРА
Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994