Энциклопедия Кольера - цзи-ся
Цзи-ся
"Дворец наук (ученый двор) у [[западных ворот]] Цзи" (Цзи ся сюэ гун) древнейшая в Китае научно-философская академия, созданная правителями государства Ци и действовавшая более столетия (возможно, до 150 лет) со второй четверти 4 в. до н.э. в Линьцзы, столице государства Ци (совр. г.Цзыбо провинции Шаньдун). Название академии связано с ее местоположением в городе.
В деятельности Цзи-ся принимали участие сотни и даже тысячи представителей всех основных философских школ (за исключением чистых моистов) конфуцианства, даоизма, легизма, мин-цзя, инь-ян цзя (Мэн-цзы и Сюнь-цзы, Тянь Пянь и Хуань Юань, Шэнь Дао, Сун Цзянь, Инь Вэнь, Тянь Ба и Эр Шо, Цзоу Янь и Цзоу Ши). По сообщению Сыма Цяня (Ши цзи, гл. 46), 76 виднейших из них правитель Сюань-ван (342-324) назначил старшими сановниками (шан-да-фу). Обсуждавшаяся в Цзи-ся проблематика отражена главным образом в энциклопедическом трактате Гуань-цзы (4-3 вв.до н.э.), а также Янь-цзы чунь цю (Весны и осени Янь-цзы, 3-2 вв. до н.э.), Сыма фа (Законы Сыма, 4 в. до н.э., см. БИН ЦЗЯ) и других. В условиях официально поощряемой дискуссии в Цзи-ся уточнялись теоретические позиции и рождались первые формы синтеза основных идейных направлений китайской философии. В итоге сложилось и собственно "учение Цзи-ся", отмеченное общей даосской ориентацией.
Его крупнейшими представителями считаются Сун Цзянь и Инь Вэнь (4 в. до н.э.), привнесшие в даосизм специфический для созданной ими школы интерес к гносео-психологической проблематике, что отражено в гл. 36-38 и 49 Гуань-цзы: Синь шу (Искусство сердца), Бай шу (Чистое сердце) и Нэй е (Внутренняя деятельность).ЛИТЕРАТУРА
Го Мо-жо. Бронзовый век. М., 1959 Го Мо-жо. Философы древнего Китая. М., 1961 Древнекитайская философия, т. 1. М., 1972 Бамбуковые страницы. Антология древнекитайской литературы. М., 1994 Ян Хиншун. Материалистическая мысль в древнем Китае. М., 1994 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи), т. 7. М., 1996 .