Энциклопедия Кольера - колумбия. общество
Колумбия. общество
Общественные организации и движения. В общественной жизни Колумбии большую роль играют группы, объединенные профессиональными интересами. Большое влияние на правительство оказывают такие организации, как Национальная ассоциация промышленников и Национальная федерация торговцев. Обе организации руководствуются деловыми интересами, но в то же время стремятся к экономическому развитию в рамках существующей социальной структуры. В силу этого они весьма заинтересованы в таких вопросах, как промышленная политика, система налогообложения, трудовые отношения и международная торговля. Более конкретные цели ставит себе Национальная федерация производителей кофе и Колумбийская ассоциация мелких промышленников. Первая группа стремится получить особые привилегии для экспорта кофе на международные рынки, добиться повышения цен на кофе и сохранить свою монополию на внутреннем рынке. Цели второй состоят преимущественно в снижении налогов на определенные статьи импорта. Состав этой группы так называемых "мелких промышленников" разнообразен от владельцев небольших магазинов до собственников крупнейших предприятий. Рабочее движение в Колумбии сравнительно слабое. Крупнейшими объединениями являются Конфедерация трудящихся Колумбии (КТК), основанная в 1936, и Союз трудящихся Колумбии (СТК), основанный в 1946 Кроме того, в 1964 была создана Профсоюзная конфедерация трудящихся Колумбии (ПКТК) на основе нескольких групп марксистского толка. В 1990-х годах самой сильной и многочисленной из этих организаций был СТК, которому несколько уступали КТК и ПКТК. Однако в рабочем движении до сих пор нет единства; кроме того, союзами охвачена лишь небольшая часть рабочих.
Социальное обеспечение. В 1936 в конституцию страны была внесена поправка, в соответствии с которой на правительство возлагаются обязанности, связанные с социальным обеспечением населения. В 1946 в стране был создан Институт социального страхования, однако он располагает весьма ограниченными возможностями. До сих пор остается серьезной проблемой недостаток жилья. Медленно осуществляется аграрная реформа. Среди многочисленных частных социальных программ наиболее важные проводятся католической церковью. В частности, церковь успешно проводит в жизнь образовательную программу по радио. Осуществляются также некоторые международные социальные программы, среди которых наибольшее значение имеют проекты ООН и программы помощи США.
КУЛЬТУРА
Культурные традиции. В Колумбии до сих пор сохраняются богатые и разнообразные культурные традиции доколумбовой эпохи. В некоторых племенных группах индейцев практиковалось земледелие и ремесла, изготавливались художественные изделия из камня и драгоценных металлов, включая золото. Сохранившиеся храмы, статуи и керамика свидетельствуют о богатстве их культуры; индейское влияние до сих пор заметно в произведениях народного искусства, в скульптуре, тканях, музыке и танцах. Испанские колонисты затратили гораздо меньше сил на развитие Новой Гранады, как они называли Колумбию, чем на другие районы Латинской Америки. Первый университет в Колумбии был основан только в 1580, а в Санто-Доминго университет Св. Фомы существовал к этому времени уже 40 лет. Первый печатный станок в Колумбии появился в 1738, на 200 лет позже, чем в Мексике. Семьи аристократов обычно не поселялись в этом районе, поэтому здесь не строились величественные дворцы. А поскольку наибольшими богатствами обладала католическая церковь, то искусство колониального периода представлено главным образом церковной архитектурой, картинами религиозного содержания и статуями святых. Достижения литературы и искусства Колумбии являются предметом национальной гордости. Жители Колумбии гордятся также своим испанским языком, который многие считают более близким к "чистому" кастильскому, т.е. собственно испанскому, языку, чем диалекты, на которых говорят в других странах континента. В 1960 был принят Закон об охране языка, в соответствии с которым запрещается использование неиспанских слов в официальных документах. В Колумбии до наших дней сохранились несколько индейских языков, но на них говорят преимущественно жители удаленных районов.
Изобразительное искусство и архитектура. Искусство и архитектура колониального периода характеризовались преобладанием форм позднего Средневековья и эпохи Возрождения. В 16-17 вв. в искусстве преобладал декоративный стиль платереск, а также маньеризм и стиль барокко, с обилием искривленных линий, необычными формами и изощренным декором. Превосходным примером стиля платереск может служить кафедральный собор в Тунхе, маньеризма церковь Сан-Игнасио в Боготе; стиля барокко Дворец инквизиции в Картахене и церковь Сан-Франсиско в Попаяне. Поскольку Картахена была открыта нападениям с моря, она была основательно укреплена и может служить образцом военной архитектуры. К середине 18 в. в колонии пышным цветом расцвел неоклассицизм. Испанский архитектор Доминго де Петрес (1750-1811) спроектировал несколько соборов и дворцов в неоклассическом стиле. В Новой Гранаде сложилась крупная школа латиноамериканской колониальной живописи, развивавшейся преимущественно в русле маньеризма и барокко. Из художников колониальной эпохи наиболее известен живописец и график, автор религиозных и аллегорических картин Грегорио Васкес (1638-1711). В 19 в. начал формироваться национальный стиль в искусстве, изображавший местные обычаи. Из художников 19 в. выделяются Рамон Торрес Мендес (1809-1885); Альберто Урданета (1845-1887), лучше других уловивший дух романтизма; портретисты Панталеон Мендоса, Эпифанио Гарай (1849-1903) и Рикардо Асеведо Берналь (1867-1938); Андрес де Санта-Мария (1860-1945), находившийся под сильным влиянием импрессионистов. В 1886 открылась Национальная школа изящных искусств, где получали подготовку целые поколения художников. Среди пейзажистов начала 20 в. большую известность приобрели Хесус Мария Самора, Роберто Парамо и Луис Нуньес Борда, а Франсиско Антонио Кано, Роберто Писано, Мигель Диас Варгас и Фидоло Альфонсо Гонсалес Камарго достигли большого мастерства, работая в духе так называемого костумбризма ("бытописания") и выбирая в качестве сюжетов сцены повседневной жизни, местные или фольклорные мотивы. В 1930-1940-е годы в колумбийской живописи находили отражение политические революционные движения. Под воздействием мексиканских художников складывалось творчество известных колумбийских монументалистов, выполнивших ряд росписей общественных зданий Педро Нель Гомеса (р. 1899) и Игнасио Гомеса Харамильо (р. 1910). В середине века большое влияние на искусство Колумбии оказывал абстракционизм, как можно видеть на примере ряда художников (Марко Оспина и Гильермо Видеманн) и скульпторов (Эдгар Негрет). В то же время два самых известных колумбийских художника Энрике Грау (р. 1920) и Фернандо Ботеро (р. 1932) создали новый тип образов: их работы выполнялись в гротескной, карикатурной манере и часто носили политическую окраску. В особенности это относится к рисункам, живописи и скульптуре Ботеро, изображавшего непомерно раздутые фигуры в статичных позах. В 1960-е в колумбийском искусстве на первый план выходят темы секса, насилия и социальных конфликтов; это можно видеть на примере творчества таких художников, как Норман Мехия, Лусиано Харамильо и Леонель Гонгора. Возможно, именно реакцией на хаотичную образность стали строгие геометрические композиции Омара Райо, Фанни Санин и Маноло Вельохина.
Литература. У истоков колумбийской литературной традиции стоят хронисты 16-17 вв.: Педро де Агуадо (1503-1588), Хуан де Кастельянос (1522-1607), автор историко-эпической поэмы Элегии о достославных мужах Индии, Лукас Фернандес де Пьедраита (1624-1688) и Хуан Родригес Фрейле (1556-1638). Во время борьбы за независимость в политической и литературной жизни Колумбии большой популярностью пользовались просветительские идеи, заимствованные из Франции; активным проповедником этих идей был Антонио Нариньо (1765-1823). Позднее колумбийский писатель-романтик Хорхе Исаакс (1837-1895) создал один из самых читаемых в Латинской Америке романов Мария (1867). Романтиками были и наиболее известные лирические поэты 19 в. Хосе Эусебио Каро (1817-1853) и Рафаэль Помбо (1833-1912). Поэты и филологи Руфино Хосе Куэрво (1801-1853) и Мигель Антонио Каро (1843-1909) основатели гуманитарных наук Колумбии; Институт имени Каро и Куэрво, созданный в 1942 для развития лингвистических, филологических, литературных и биографических исследований, занимает почетное место среди подобных учреждений стран Латинской Америки. Среди латиноамериканских поэтов-модернистов конца 19 в. выделяется Хосе Асунсьон Сильва (1865-1896), одинаково свободно владевший и традиционными, и новыми формами стихосложения. Гильермо Валенсия (1873-1943), которого часто называли "самым парнасским" из латиноамериканских поэтов, соединил в своих стихах классический стиль греческой и латинской поэзии с особенностями испанского стиля Раннего Возрождения. Полемическую реакцию на модернизм составила постмодернистская тенденция: с особой остротой она проявилась в саркастической бытописательной поэзии Луиса Карлоса Лопеса (1883-1950) и в трагической эмоционально обнаженной лирике Мигеля Анхеля Осорио (псевд. Порфирио Барба Хакоб, 1883-1942). Авангардистские тенденции в колумбийской поэзии представляют Леон де Грейфф (1895-1976) и Луис Видалес (р. 1904). Из прозаиков известностью пользовались зачинатель реализма Томас Карраскилья (1858-1940) и особенно Хосе Эустасио Ривера (1889-1928), роман которого Пучина (1924) повествует о тяжелой жизни сборщиков каучука в джунглях верхней Амазонки. Херман Арсиньегас (р. 1900) получил международную известность как историк, автор политических эссе. Драматург Энрике Буэнавентура (р. 1925) соединил фольклорные и традиционные театральные формы. Эдуардо Кабальеро Кальдерон (1910-1993) получил известность романами сельской тематики. Самым знаменитым современным колумбийским писателем является Габриель Гарсия Маркес (р. 1927), лауреат Нобелевской премии по литературе 1982; его знаменитый роман Сто лет одиночества (1970) написан в стиле "магического реализма", сочетающего скрупулезное описание реалий социальной и политической жизни Колумбии с элементами фантастики.
Музыка и танцы. Колумбия богата фольклорными традициями, в которых заметны испанские, африканские и индейские корни. Национальный танец бамбуко напоминает испанский фанданго. В районе Попаяна распространен особый музыкальный жанр мурга; произведения в этом жанре исполняются бродячими уличными музыкантами на струнных инструментах. Широко распространен музыкальный инструмент типа свирели чиримия, давший свое название музыкальным группам; исполняемые ими мелодии несут явные следы влияния музыкальной культуры индейских горных племен. В Колумбии существует Национальный симфонический оркестр (осн. 1936) и Национальная консерватория в Боготе (осн. 1910). Наиболее известные композиторы 20-го века Гильермо Урибе Ольгин (1880-1971), Роберто Пинеда Дуке, а также Хосе Баррос, Фабио Гонсалес Сулета и Эмилио Серрано.
Образование. В колониальный период главной целью образовательных учреждений было распространение испанского языка и католической веры. Образование находилось в руках семьи и церкви, государство же к нему отношения не имело. В 16 в. различные религиозные ордена создавали начальные школы. В 17 в. иезуиты основали средние школы колледжи, такие как колледж Сан-Бартоломе (1605). Важным событием колониального периода было создание в 1783 Ботанической экспедиции с целью изучения растительности, а также для астрономических и географических наблюдений; в течение 20 лет во главе экспедиции стоял Хосе Селестино Мутис (1732-1808). Деятельность этой первой научной организации охватывала живопись, медицину, космографию, математику, горное дело, земледелие, строительство и другие отрасли знания и произвела подлинную революцию в научной мысли колонии Новая Гранада. После того как в 1819 Колумбия обрела независимость, либералы и консерваторы вели жаркие споры о том, каким должно быть образование в стране; одни отстаивали светское образование для всех, а другие выступали в поддержку образования для элиты под руководством церкви. Этот раскол сказывался на системе образования в Колумбии на протяжении всей ее истории. Конституция 1886 и конкордат 1887 признали за церковью господствующее положение в системе образования и одновременно закрепили существовавший разрыв между городскими и сельскими школами. Принятый в 1903 закон о государственном образовании заложил основы системы народного образования в Колумбии. В соответствии с этим законом, образование должно быть бесплатным, но не должно быть обязательным. Финансирования государственных школ не предусматривалось, поэтому образование своим детям могли дать только богатые люди. В 1930, когда Либеральная партия заняла руководящие позиции в правительстве, были предприняты попытки сделать образование более доступным, устранить дискриминацию и улучшить положение учителей. С 1940 по 1970 количество учащихся резко выросло, хотя далеко не все дети посещали школу. В начале 1970-х годов во многих латиноамериканских странах была проведена реформа системы народного образования. Образование стало бесплатным и обязательным для всех детей в возрасте от 7 до 11 лет включительно. По данным колумбийского правительства, ок. 80% населения страны грамотно. В стране существует ок. 40 университетов, включая крупнейший в стране Национальный университет Колумбии в Боготе (осн. в 1867), Антьокийский университет в г.Медельин (осн. 1822) и католический Хаверианский папский университет (осн. 1622).
Печать. Первой газетой в Колумбии был еженедельник, выходивший в Боготе в 1791. К 1811 в Боготе печаталось четыре газеты, свои газеты имели также Медельин, Картахена и Попаян. За этим последовало бурное развитие прессы в течение всего 19 в. Большинство периодических печатных изданий ставило своей целью поддержку определенных политических и общественных групп, однако они стремились также способствовать распространению науки и культуры. Эта традиция сохраняется и в современной Колумбия, где профессия журналиста принадлежит к числу наиболее уважаемых, хотя временами становится опасной. В 1975 был принят закон, согласно которому журналист должен иметь соответствующее образование. Самыми большими тиражами выходят столичные газеты "Тьемпо", "Эспектадор", "Нуэво Сигло", "Република" и "Эспасио". Популярностью пользуются также издания, выходящие в городах Барранкилья, Кали, Картахена, Медельин и Попаян.
Спорт и праздники. Одно из самых популярных спортивных зрелищ в Колумбии бой быков. В горах широко распространена игра техо, в которой играющие бросают плоские камни в срабатывающие при ударе пистоны. На побережье популярен бейсбол. Большое количество зрителей собирают скачки, однако самым любимым видом спорта является футбол. День независимости отмечается 20 июля; официально отмечаются также некоторые другие исторические даты и религиозные праздники. По всей Латинской Америке славится карнавал в Барранкилье, происходящий за неделю до Великого поста. В Попаяне с необычайной пышностью празднуется пасхальная неделя. В Картахене отмечается городской День независимости 11 ноября.