Энциклопедия Кольера - куба. культура
Куба. культура
Литература. Сильное воздействие на развитие кубинской литературы оказала борьба за независимость, продолжавшаяся более ста лет. Зачинателем романтизма в Испанской Америке был замечательный кубинский поэт и прозаик Хосе Мария де Эредия-и-Эредия (1803-1839). Из других кубинских писателей 19 в. выделяются авторы аболиционистских романов Хертрудис Гомес де Авельянеда (1814-1873) и Ансельмо Суарес-и-Ромеро (1818-1878), бытописатели Сирило Вильяверде (1812-1894) и Рамон Меса (1861-1911), поэты-романтики мулаты Пласидо (наст. имя Габриель де ла Консепсьон Вальдес, 1809-1844), и Хуан Франсиско Мансано (1797-1854), крупнейший представитель поэзии испано-американского модернизма Хулиан дель Касаль (1863-1893). Центральное место в кубинской литературе 19 в. занимает национальный герой Кубы и страстный борец за независимость Хосе Марти. Одним из самых выдающихся философов Кубы был позитивист Энрике Хосе Варона (1849-1933). В начале XX в. традиции реалистической прозы развивали романист Мигель де Каррион (1875-1929) и авторы психологических рассказов Альфонсо Эрнандес Ката (1885-1940) и Хесус Кастельянос (1879-1912). В 1930 годы Куба стала очагом формирования латиноамериканского "негризма". Выдающимся представителем этого течения был поэт Николас Гильен (1902-1989), стихи которого, звучащие африканскими ритмами, пронизаны страстным стремлением к социальной справедливости. Одним из зачинателей "нового латиноамериканского романа" был всемирно известный писатель Алехо Карпентьер (1904-1980). Другой знаменитый прозаик и поэт, Хосе Лесама Лима (1910-1976), прославился как смелый новатор формы. Новое поколение современных кубинских писателей получило известность после революции; это мастера рассказа Умберто Ареналь (род. 1926), Феликс Пита Родригес (1909-1990), Онелио Хорхе Кардосо (1914-1986), Верхилио Пиньера (1912-1979), романисты Солер Пуиг (1916-1996), Синтио Витьер (р. 1921), Лисандро Отеро (р. 1932), один из зачинателей латиноамериканской документально-художественной литературы "свидетельства" Мигель Барнет (р. 1940). Особого упоминания заслуживает Эдмундо Десноэс (р. 1930), многие произведения которого посвящены крушению старого мира и проблемам кубинской интеллигенции; по одному из его романов режиссер Т. Гутьеррес Алеа поставил один из самых замечательных кубинских фильмов Воспоминания об отсталости. Известностью пользуются также поэты Элисео Диего (1920-1994), Фаяр Хамис (р. 1930), Пабло Армандо Фернандес (р. 1930) и Роберто Фернандес Ретамар (р. 1930), поэт, очеркист, издатель литературного журнала, многие годы возглавлявший международный культурный центр "Дом Америк". К середине 1990-х годов ряд более молодых писателей снискал широкую популярность как литературным мастерством, так и выбором тем, которых большинство послереволюционных писателей предпочитало не касаться. Среди лучших из них Сенель Пас и Абилио Эстевес.
Музыка. Многие специфические особенности кубинского искусства получили освещение и истолкование в трудах пользующегося международной известностью антрополога и музыковеда Фернандо Ортиса (1881-1969), исследовавшего роль африканского культурного наследия в кубинской культуре. По Ортису, "любовный союз между испанской гитарой и африканским барабаном" породил наиболее характерные для Кубы музыкальные формы, танец румбу и протяжную песню сон. Кубинская музыка сохранила европейский мелос, восприняв своеобразные и богатые африканские ритмы. Песенные традиции испанского фольклора прослеживаются в наиболее распространенных музыкальных жанрах таких, как романтические песни и баллады (пунто), деревенский танец сапатео (типа чечетки) и крестьянская песня гуахира. Начало профессиональной кубинской композиторской школе положили Мануэль Саумель Робредо (1817-1870) и Игнасио Сервантес Каванаг (1847-1905), впервые использовавший в своих Кубинских танцах для фортепьяно темы национального фольклора. Основоположниками кубинской оперы стали Эдуардо Санчес де Фуэнтес (1874-1944) и Хосе Маури Эстеве (1856-1937), который впервые обратился к традициям афро-кубинского фольклора. Эту тенденцию развили в русле современных музыкальных форм два лучших кубинских композитора 20 в.: Амадео Рольдан (1900-1939) и Алехандро Гарсия Катурла (1906-1940). Большой популярностью пользуются песни и пьесы Эрнесто Лекуоны (1896-1963). После революции национальную музыкальную традицию развивают композиторы, испытавшие влияние западноевропейского авангардизма: Карлос Фариньяс (р. 1934), руководитель национального симфонического оркестра (осн. 1960) Мануэль Дучесне Кусан (р. 1932), гитарист Лео Брауэр (р. 1939), Хуан Бланко (р. 1920), приверженец электронной музыки. Существовавшие до революции "Общество любителей музыки" и "Лицеум", пропагандировавшие хорошую музыку, были заменены после 1959 многочисленными домами культуры. Народная кубинская музыка остается основой многих современных танцевальных ритмов во всем мире. Кроме певцов и музыкальных групп, пользовавшихся популярностью в 1930-е, 1940-е и 1950-е годы (таких, как Бенни Мор и трио "Матаморес"), мировую известность в 1990-е годы приобрели такие певцы, как Пабло Миланес, Сильвио Родригес, Омара Портуондо и Элена Бурке, джазовые пианисты Чучо Вальдес и Гонсало Рубалькаба, а также ансамбли Элио Реве, Исаака Дельгадо, Пачо Алонсо, Адальберто Альвареса, ансамбль "Лос Бан-бан" и др.
Кино и театр. Под эгидой Кубинского института киноискусства и кинопромышленности, основанного в 1959, процветает национальная кинематография. Наибольшей известностью пользуются режиссеры Хулио Гарсия Эспиноса (р. 1926), Умберто Солас (р. 1942) и Томас Гутьеррес Алеа (1928-1996). Фильмы Лусия (1968) Соласа и Воспоминания об отсталости (1968) и Земляника и шоколад (1993) Гутьерреса Алеа получили множество международных премий. Начиная с 1979 в Гаване ежегодно проходит международный кинофестиваль крупнейший кинофорум в Латинской Америке и третий по значению в Западном полушарии. Хотя на состоянии кубинской кинематографии тяжело отразился финансовый кризис, связанный с падением мировой социалистической системы, к концу 1990-х годов в ней наметились признаки возрождения; с помощью иностранных кинопродюсеров, чаще всего мексиканских или испанских, снимаются новые фильмы. В декабре 1998 в Гаване состоялся 20-й традиционный кинофестиваль, и главный приз на нем завоевал кубинский фильм режиссера Фернандо Переса. После революции в стране выросло количество театров, в том числе дающих представления на открытых площадках. Первым таким театром был созданный в конце 1960-х годов экспериментальный театр "Эскамбрай", которым руководит Серхио Корриери, прославившийся исполнением главной роли в фильме Гутьерреса Алеа Воспоминания об отсталости. Сюжеты пьес, которые ставятся в этом театре, заимствованы из жизни и отражают интересы простых людей провинции Эскамбрай, а профессиональная деятельность труппы тесно связана с социологической и политической работой. Всего в стране работает более 50 драматических коллективов. Большой известностью пользуются Национальный балет Кубы, созданный в 1948 прославленной балериной Алисией Алонсо, а также "Балет Камагуэя", основателем которого был Фернандо Алонсо. Имеется также замечательный фольклорный танцевальный коллектив.
Изобразительное искусство. Формирование национальной школы живописи относится к первой половине 19 в., когда была основана (1817) Академия Сан-Алехандро (ныне Национальная школа изящных искусств Сан-Алехандро). Тенденция к отражению национальной действительности ярко проявляется на рубеже 19-20 вв. в творчестве живописцев Армандо Менокаля (1863-1942), изобразившего сцены освободительной войны и жанристов Леопольдо Романьяча (1862-1951) и Рамона Лоя (р. 1894). На кубинских художников 20 в. заметное влияние оказало современное французское искусство. К их числу относятся абстракционисты Амелия Пелаэс (1897-1968) и Мариано Родригес (р. 1912); своеобразные художники Кундо Бермудес и Рене Портокарреро (р. 1912), использующие декоративные и архитектурные мотивы, Марсело Поголотти (р. 1902), создатель картин городской и пролетарской тематики; знаменитый Вильфредо Лам (р. 1902), для которого языческий религиозный культ сантерии послужил основой собственного фантастического мира; наконец, Марио Карреньо, автор фресок, изображающих жизнь чернокожих крестьян Кубы. В 1950-е годы среди молодых художников получил большое распространение абстракционизм как форма протеста против традиционного искусства. К этому направлению принадлежала известная "Группа одиннадцати", объединившая наиболее талантливых представителей молодого поколения, таких, как Рауль Мартинес (р. 1927), Антония Эйрис и Сервандо Кабрера Морено. В период революции выдвинулось новое поколение художников, многие из них приобрели широкую известность, например Хосе Бедия, Томас Санчес, Хуан Франсиско Эльсо Падилья, Мойсес Финале, Хосе Франко, Флавио Гарсиандия, Мануэль Мендиве, Сайда дель Рио, Хулия Вальдес, Марта Мария Перес Браво. К ним присоединился ряд еще более молодых художников, уже успевших заявить о себе в мире искусства: Абель Барросо, Таня Бругера, Карлос Эстевес, Алисия Леаль, Эльса Мора, Сандра Рамос, супруги Карпентер. В 1990-х годах появилась группа талантливых художников-самоучек, в том числе Роберто Хай Матаморос, Исабель де лас Мерседес и Хильберто де ла Нуэс. Наибольшей самобытностью отличаются работы Гарсии Монтебраво, Луиса Родригеса и Хулиана Эспиносы. Начиная с 1984, когда Центр им. Вильфредо Лама организовал Первый Гаванский фестиваль искусств, каждые два года в Гаване устраивается международная выставка изобразительного искусства ("Бьенналь"), представляющая искусство Латинской Америки и всего третьего мира. Правительство Кастро тратило значительные средства на издание книг и прилагало большие усилия к тому, чтобы нести искусство в массы. Было создано издательство "Дом Америк", под эгидой которого состоялся ряд финансировавшихся правительством международных конгрессов писателей; многие латиноамериканские писатели, участники конгрессов, стали поддерживать идеи кубинской революции. В 1960 был создан Национальный союз кубинских писателей и художников, первым председателем которого был поэт Николас Гильен, а после его смерти Абель Прието (в настоящее время член Политбюро и министр культуры в правительстве Кубы). Революционное правительство провело большую работу в масштабах всей страны для сохранения культурного наследия, особенно африканских традиций, в песенном и танцевальном фольклоре.
Образование. Правительство Кастро построило тысячи сельских школ, объявив 1961 "Годом просвещения", начало массированную кампанию по преодолению неграмотности, когда многие учащиеся университетов и колледжей были направлены в деревню. К 1980 неграмотность среди взрослого населения снизилась до 2%. После революции значительно увеличилось число учащихся в школах; если в 1955 в школах обучалось лишь около половины детей школьного возраста, то в 1991 школы посещало более 90% (918 тыс. человек начальную школу и 912 тыс. среднюю). В государственном бюджете на 1999 предусмотрено финансирование, достаточное для обеспечения работы 12 тыс. учебных заведений различного уровня (включая дошкольные учреждения, начальные и средние школы), с общим числом учащихся в 2,2 млн. человек. На Кубе функционирует 4 университета и 47 центров высшего и среднего специального образования, в которых по данным на 1999 обучалось более 101 тыс. человек, в том числе 23,2 тыс. в высших и средних медицинских учебных заведениях, 35 тыс. в педагогических институтах и училищах и 13 тыс. в учебных заведениях технического профиля. Национальной системой народного образования охвачен каждый пятый житель Кубы. К середине 1998 высшее образование в университетах страны получили более 530 тыс. человек.
Спорт. Основными видами спорта на Кубе являются бейсбол, бокс, волейбол и баскетбол. Популярны также плавание, спортивная рыбная ловля и футбол. Правительство Кастро поощряет и щедро субсидирует развитие спорта. На Панамериканских играх в Гаване (август 1991) Куба заняла первое место, выиграв 140 золотых медалей. На Олимпийских играх 1992 кубинцы добились выдающихся успехов в боксе и бейсболе и заняли четвертое место по общему количеству выигранных медалей. На Карибских и Центральноамериканских играх, проходивших в Пуэрто-Рико в 1993, Куба завоевала 275 медалей, на 75 больше, чем все остальные страны-участницы вместе взятые. Даже в период экономического кризиса в 1996 Куба сумела выйти на пятое место по числу завоеванных медалей на Олимпийских играх в Атланте (США).
Музеи. Лучшим музеем Кубы считается Национальный музей (осн. 1913), где представлена коллекция произведений европейского искусства от античности до наших дней и кубинской живописи 18-20 вв. Заслуживают упоминания и другие музеи, например превосходный музей керамики, размещенный в замке Кастильо-дель-Реаль-Фуэрса, Музей декоративного искусства (осн. 1964), чрезвычайно интересный Наполеоновский музей (осн. 1961), представляющий искусство, предметы быта и оружие периода 1789-1815; Музей искусства 18 в.; музей "Фелипе Поэй" и Этнологический музей. В 1984 ЮНЕСКО объявило центр Старой Гаваны "культурным достоянием человечества". Была проведена реставрация многих старинных зданий с целью воссоздания их первоначального облика, причем этот процесс продолжался и в 1990-е годы. Замечательный образец искусства реставраторов представляет реконструкция Старой площади (Пласа-Вьеха) Гаваны.
Наука. Кубинским врачам принадлежит честь многих научных открытий. Так, Карлос Хуан Финлей (1833-1915) открыл переносчика желтой лихорадки москита Aedes aegypti. Из других кубинских ученых необходимо отметить зоолога Карлоса де ла Торре-и-Уэрта; биолога и медика Хуана Гутьерреса; ботаников Хосе Томаса Ройг-и-Меса и Мануэля Гомеса де ла Маса, авторов Флоры Кубы. В 1962 была создана Академия наук Кубы, и научные исследования получили государственную поддержку. На кубе создана (впервые в мире) вакцина против менингита-В. В 1998 в стране существовали более 200 научных центров.