Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - марокко. история

Марокко. история

Первобытное общество и финикийская колонизация. В VII тысячелетии до н.э., вслед за приходом на Ближний Восток неолита мигранты из района Восточного Средиземноморья освоили Северную Африку. Пришельцы принесли сюда свой язык и технологию неолита; к 4000 до н.э. технологические приемы неолита прочно вошли в жизнь населения Северо-Западной Африки. Постепенно древнее население стало переходить от охоты и собирательства к земледелию. Многочисленные наскальные изображения, обнаруженные на территории Марокко, свидетельствуют о богатстве и разнообразии дикого животного мира тех времен. Древние жители Северо-Западной Африки знали гончарное дело и умели ткать пряжу из шерсти одомашненных овец и коз.

Все эти данные позволяют в общих чертах представить происхождение берберского населения. Изначально территория Северной Африки была заселена светлокожими скотоводами и земледельцами. Много позже, в I тысячелетии до н.э., финикийцы из района Тира стали расселяться вдоль североафриканского побережья. Автохтонное население, проживавшее рядом с поселениями финикийцев, синтезировало собственную культуру с культурой переселенцев; лингвистическим результатом этого процесса стало возникновение берберского языка. Таким образом, вероятно, что автохтонным населением Северной Африки являются берберы, а современный берберский язык возник в результате слияния финикийского языка с ныне утерянным языком древних берберов. На протяжении всей истории Северной Африки они противостояли любому чужеземному вторжению; глубинные районы региона и прежде всего центр современной территории Марокко всегда оставались под контролем берберов. Начиная с 8 в. они перешли в ислам и на протяжении двух первых столетий утверждения в Северной Африке исламского общества являлись сторонниками ислама шиитского толка. Первые письменные свидетельства о Марокко относятся приблизительно к 1000 до н.э., когда финикийцы из района современного Ливана основали свою колонию в Рош-Адире (совр. Мелилья). Основателями этой исторической традиции, где подлинные исторические факты соседствовали с вымыслом, были греки. Так, в Одиссее Гомер упоминает остров Калипсо, который, судя по всему, находился вблизи Танжера. Похоже, что под Геркулесовыми столбами, которые являются воротами в Средиземное море, подразумевались две вершины по обеим сторонам Гибралтарского пролива гора Муса вблизи Танжера и сам Гибралтар. Наследники финикийцев карфагеняне основали на атлантическом побережье Марокко собственные города в Танжере, Лараше (совр. Эль-Араиш); самым южным из них была Эс-Сувейра. Надписи на карфагенском языке обнаружены на территории Волюбилиса, столицы римской провинции в западной части Северной Африки. Марокко под властью римлян, вандалов и византийцев. Будучи провинцией Римской империи, Северо-Западная Африка первоначально называлась Мавретанией. Она включала в себя северные районы современного Марокко и западную часть современного Алжира; судя по всему, столицей Мавретании был современный алжирский город Оран. В своем стремлении укрепить связь с Римом король Мавретании Юба II женился на дочери Марка Антония и Клеопатры Селене. В 40 н.э. их сын Птолемей был умерщвлен по приказу римского императора Клавдия. После этого Мавретания была разделена на две части, и новая римская провинция Мавретания Тингитанская, названная так по имени Тингиса, современного Танжера, включила в себя большую часть севера современной территории Марокко. Новая провинция простиралась в южном направлении вплоть до Рабата, а ее столицей стал Волюбилис, находившийся к северу от современного Мекнеса. В 69 Мавретания Тингитанская попала под управление губернаторов из Бетики (Андалусия). В 172 мавры захватили большую часть территории Испании, откуда они были затем вытеснены будущим императором Септимием Севером, уроженцем ливийского местечка Лептис-Магна. В 285 римский император Диоклетиан вывел войска из южной части провинции. Присутствие в Северо-Западной Африке того времени крупной общины христиан привело к созданию в стране четырех епископств. В 429 на пути из Испании на восток в Сеуте высадились вандалы. В следующем столетии власть над северным Марокко перешла к Византии, и в конце 7 в. Сеута управлялась ставленником византийцев местным губернатором патрицием Юлианом.

Арабское завоевание. В 682 до Марокко докатилась первая волна арабской конницы, направленной на завоевание новых территорий халифами Дамаска из династии Омейядов. После приведения к покорности губернатора Юлиана арабский военачальник Окба ибн Нафи двинул свои войска на Сус. В начале 8 в. другой арабский военачальник Муса ибн Нусейр установил свою власть над населением сахарских оазисов. В 711 его военачальник Тарик бен Зийяд захватил остров, который с тех пор носит его имя (Джебель Тарик, буквально гора Тарика Гибралтар), и вторгся на юг Испании, где в 713 разбил армию вестготов. В 8 в. среди берберских племен получило распространение учение хариджитского направления в исламе, проповедующего эгалитаризм и пуританизм. Берберы разгромили арабских завоевателей во многих областях Северной Африки. Номинально подчиняясь Аббасидскому халифату со столицей в Багдаде, берберы тем не менее оказывали гостеприимство арабским шерифам (шурафа), которые претендовали на родственную связь с пророком Мухаммедом. Среди них оказался и некий Идрис, который бежал от преследований на востоке в тот период, когда Аббасиды разгромили Омейядскую династию халифов (661-750) и перенесли столицу из Дамаска в Багдад. В 788 Идрис основал небольшой арабский эмират с центром в бывшей столице римской провинции Волюбилисе. Идрис внезапно умер в 792; предполагают, что он был отравлен эмиссаром халифа Харуна ар-Рашида из династии Аббасидов, подданным которого он являлся до своего появления в Марокко. Его сын эмир Идрис II (792-828) перенес столицу государства в город Фес. На протяжении веков этот город служил центром исламской и арабской культуры. Таким образом, в наследство от династии Идрисидов Марокко достались столица, традиции и национальные святые покровители страны Идрис I и Идрис II.

Правление Альморавидов и Альмохадов. Нет оснований утверждать о существовании до 11 в. независимого марокканского королевства в его современных границах. Процесс объединения страны был осуществлен берберами-санхаджа, которые пришли в Марокко из Сегиет аль-Хамра на территории современной Мавритании. Берберы санхаджа и лгамтуна, как и их эмир Юсуф ибн Ташфин, вели аскетический образ жизни и были известны либо под названием "аль-муталасса мун" (от арабского слова "лисам" покрывало, которым они обычно прикрывали нижнюю часть лица), или "аль-мурабитун" (воины границы, от араб. "рибат" разновидность крепости). Это название вошло в европейские языки как Альморавиды (1056-1146). Юсуф ибн Ташфин распространил свою власть на территории всей Северной Африки вплоть до Алжира, а также в мусульманской части Испании, где в 1086 в битве при Заллаке вблизи г.Бадахоса берберы нанесли сокрушительное поражение королю Леона и Кастилии Альфонсу VI. Джихад Альморавидов в южном направлении, в глубь Африки, возглавил Абу Бакр бен Умар аль-Ламтуни, двоюродный брат Ибн Ташфина. В 1070 он основал Марракеш. В 12 в. после продолжительной междоусобной борьбы власть в Марокко от династии Альморавидов переходит к династии Альмохадов (1122-1269), или аль-муваххидун, что в переводе означает "те, кто отстаивает единство бога". Основатель династии Абдаллах бен Тумарт выступал с критикой излишеств, которые он наблюдал во время посещения Марракеша, и был глубоко убежден в вырождении династии Альморавидов. Альмохады резко отличались от своих предшественников. Они проповедовали веру в махди, посланника Аллаха, который появится на земле в самом конце света. При Альмохадах большое развитие получил суфизм; проповедники мистицизма распространяли свое учение в традициях своих духовных наставников, таких, как аль-Газали из Багдада. Альмохады сумели расширить пределы марокканского государства и распространить свою власть не только на мусульманскую часть Испании, но и на всю Северную Африку, включая Тунис, откуда им удалось изгнать норманнов, которые к тому времени захватили ряд портов на побережье. В первые годы своего правления Альмохады в битве при Аларкосе (1195) одержали крупную победу над испанцами-христианами. Спустя 17 лет, в 1212, султан из династии Альмохадов Мухаммед ан-Насир был наголову разбит испанцами в битве при Лас-Навас-де-Толосе. К 1275 империя Альмохадов в Северной Африке распалась на три государства, к этому времени мусульмане потеряли всю территорию Испании, за исключением эмирата Гранада. Третья берберская династия Меринидов (1258-1358) возникла на западе Северной Африки. Их военная помощь испанским мусульманам позволила султану Гранады сохранить свои владения. Тем не менее Мериниды не сумели удержаться на Иберийском полуострове, и Насридская династия султанов Гранады все чаще стала вмешиваться в их внутренние дела. В период расцвета Феса и Марракеша (1372-1415) султан Мохаммед V Насрид возвел на султанский престол двух своих ставленников. Перед лицом угрозы их власти со стороны Хафсидов (восточная часть Северной Африки) и Абдельвалидов (Тлемсен, терр. совр. Алжира)) они не имели возможности расширить территорию своих владений за пределы Атласа и Рифа в Марокко. При Меринидах продолжался процесс распространения суфизма в виде религиозных братств и обителей завий. Богословская традиция в суфизме (Кадирийя и Шазилийя) постепенно была вытеснена суфизмом, который черпал силы в народных ритуалах и проповедях мурабитов, местных мусульманских "святых". С 15 в. суфийские завийи превратились в центры борьбы против христианства и европейского влияния. Период правления трех берберских династий Альморавидов, Альмохадов и Меринидов стал золотым веком развития берберской архитектуры. Напоминанием о тех временах служат великолепные мечети, минареты и ворота, сооруженные при Альмохадах в Атласе, Марракеше и Рабате, и здания медресе, религиозных школ, которые были построены в Фесе в правление Меринидов. Создателями этих зданий были архитекторы-мусульмане из Андалусии марроканские правители быстро перенимали культуру соседних регионов мусульманского мира, и многие испанские мастера и ремесленники творили в городах Марокко. Все три наиболее величественных минарета Марокко и Испании минарет мечети аль-Кутубия в Марракеше, минарет "Башня Хасана" в Рабате и Ла-Хиральда в Севилье были созданы одним и тем же архитектором-мусульманином из Испании. В результате внутренних смут, которые наступили после падения династии Меринидов, территория Марокко была разделена на султанаты Фес и Марракеш (или Марокко, поскольку именно так европейцы произносили название "Марракеш"). На этот период пришлось падение в 1492 Гранады, что повлекло за собой новый поток беженцев с Пиренейского полуострова и захват португальцами и испанцами некоторых портов на побережье Марокко.

Династия Саадидов. Государственная мощь Марокко была восстановлена в период правления арабской династии Саадидов, состоявшей из шерифов, т.е. потомков пророка Мухаммеда. Они пришли из района долины Дра на юге страны и в 1540 захватили Марракеш, а в 1549 Фес. К 1578 правители этой династии отбили у португальцев порты Агадир, Сафи и Азземур. В руках португальцев оставались Танжер и Сеута, а испанцы продолжали владеть Мелильей. В 1578 саадидский султан Абд аль-Малик одержал над португальцами победу в знаменитой "битве трех королей" при Эль-Ксар-эль-Кебире. В этом сражении погибли сам Абд аль-Малик, португальский король Себастиан и его союзник, смещенный с престола султан Мухаммед аль-Мутаваккиль ("Черный король" в европейских хрониках). Новым султаном Марокко был провозглашен брат Абд аль-Малика Мулай Ахмед аль-Мансур по прозвищу Золотой (1578-1603). Этот выдающийся правитель из династии Саадидов не только успешно отбил все атаки турок на восточные рубежи государства, но также направил на юг военную экспедицию с целью захвата Томбукту, столицы богатого золотом Сонгайского государства. Успешный военный поход завершился разгромом сонгаев, и на 50 лет правители Марокко установили протекторат над областью северной излучины р.Нигер. Кроме того, Ахмед ал-Мансур получил контроль над караванным маршрутом, по которому золото из районов Западной Африки доставлялось в северные арабские государства. Именно тогда он и получил прозвище аз-Захаби Золотой. К этому же периоду относится начало возделывания сахарного тростника в районе Суса, и вскоре Марокко превратилось в одного из главных поставщиков сахара в Англию и другие государства Западной Европы. В 17 в. династия Саадидов вступает в полосу упадка. В районах Тетуана и Сале изгнанные из Испании мавры занялись пиратством и стали нападать на испанские и другие европейские корабли. В Сале пираты создали некое подобие автономной республики. В районе Сахары от Марокко отделились владения Сонгай и Томбукту. Постепенно Марокко утеряло контроль над золотыми копями в районе Судана. Пиратское "государство" в Сале было ликвидировано правителями из династии Алауитов, которые попытались укрепить в этом районе свою власть.

Династия Алауитов. После столетнего периода правления султанов из династии Саадидов в 1649 управление Марокко перешло к династии Алауитов, которая до сих пор находится у власти в стране. Алауиты, которые пришли из Тафилалета, относились к знатному шерифскому роду. Первый представитель династии Мулай, Мухаммед аль-Шериф, утвердился в Фесе в 1650, но Марракеш был захвачен в 1668 его преемником Мулай Рашидом. На протяжении 55 лет (1672-1727) страной управлял султан Мулай Исмаил. Находясь у власти, он создал военный и административный аппарат управления, основал новую столицу в Мекнесе, на короткое время восстановил свою власть над Сахарой и заметно расширил отношения с европейскими державами. Его отношения с торговцами-фаси и алимами-богословами оставались натянутыми, поскольку и те и другие периодически отказывались признавать его власть и выплачивать налоги. В 1708 городские алимы под угрозой ареста и конфискации собственности были вынуждены признать сформированную Исмаилом армию абид (рабов). В 1720 Мулай Исмаил, стремясь пополнить казну, захватил город Фес и реквизировал там значительные средства. Внук Мулай Исмаила Сиди Мухаммед ибн Абдаллах (1757-1790) взошел на трон после того, как армия абид, слабо управляемая и всегда готовая к грабежам, уже в течение 30 лет контролировала действия правящей династии. В попытке уменьшить степень контроля абид отец Сиди Мухаммеда Мулай Абдаллах (1727-1757) укрепил связи с арабским племенным армейским корпусом удайя и с несколькими берберскими племенами. Когда Сиди Мухаммед бен Абдаллах сменил свой губернаторский пост в Марракеше на трон султана, он привел воинский контингент, при помощи которого намеревался реорганизовать армию абид. В 1760-1770 он подчинил себе удайя Феса, а позднее распустил непокорных абидов. Сиди Мухаммед ибн Абдаллах отнял у португальцев Мазаган (Эль-Джадиду) и в 1765 основал порт Могадор (Эс-Сувейру). Развивая морскую торговлю, он получал доход от таможенных пошлин и сборов за предоставление прав монопольной торговли. Сиди Мухаммед ибн Абдаллах оказался первым главой государства, признавшим независимость США. Во время осады Гибралтара (1779-1783) султан Мухаммед почувствовал себя уязвленным нежеланием англичан прислушаться к его рекомендациям, в результате чего он оказал помощь испанцам, удалив с территории своих владений британского консула и 108 других подданных британской короны, которые снабжали гибралтарский гарнизон разведывательной информацией. См. далее

Марокко. История. 19 в

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое марокко. история
Значение слова марокко. история
Что означает марокко. история
Толкование слова марокко. история
Определение термина марокко. история
marokko. istoriya это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины