Энциклопедия Кольера - пантомима
Пантомима
театральное представление без слов, в котором смысл и содержание происходящего передается при помощи жестов, пластики и мимики. Элементы пантомимы можно найти во всех примитивных культурах, где мимические сцены являются частью религиозных ритуалов. Как самостоятельный вид театрального искусства пантомима впервые появилась в Риме в эпоху императора Августа (27 до н.
э. 14 н.э.). Греческое pantomimus означало "тот, кто изображает все" и относилось к актеру и виду искусства в целом. Римский танцор Пилад Киликийский первым стал выступать с серьезными сольными номерами, разыгрывая пантомимы на мифологические сюжеты. В отличие от Пилада, его современник и соперник Батилл Александрийский потешал римлян веселыми представлениями.
Его любимым персонажем был козлоногий сатир, пляшущий с прекрасными дриадами. Как писал греческий писатель-сатирик Лукиан Самосатский (125-180) в трактате О танце (De saltatione), хорошему мимическому актеру необходимо иметь гибкое мускулистое тело, превосходную память, глубокое знание мифологии, серьезное музыкальное образование. Исполняя пантомиму, актер надевал плащ и шелковистую тунику, доходящую до лодыжек. Его игре аккомпанировал оркестр из свирелей, флейт, кимвалов и труб. Хор рассказывал о происходящем на сцене. Пантомима была модным развлечением при императорском дворе, в царствование Адриана (117-138) актеры занимали придворные должности.Однако в 534, по настоянию императора Юстиниана, танцы и представления были запрещены как безнравственные с точки зрения церковной морали. Церковные запреты не смогли уничтожить любовь к пантомиме, и в Средние века это искусство сохранилось благодаря странствующим мимам и менестрелям. Пантомима вновь расцвела в 16-18 вв.
в импровизированных фарсах бродячих итальянских актеров, получивших название комедии дель арте. Из Италии комедианты отправились через Альпы во Францию, Германию и Испанию, играя на понятном всем языке жестов. Главными героями комедий обычно были распутник Панталоне, старый купец-венецианец; доктор-педант Грациано; знатная дама Коломбина и ее слуги-дзанни (zanni): Арлекин, Пульчинелла и др.
Под влиянием классической мифологии и комедии дель арте Д.Уивер (1673-1760), балетмейстер театра "Друри-Лейн", поставил в 1702 пантомиму. Английская пантомима напоминала скорее театрализованный балет. Сюжеты, заимствованные из античной мифологии, переплетались с баловством влюбленных Арлекина и Коломбины. Такие пантомимы давались в качестве интермедий в антракте трагедий и комедий. Со временем, исчерпав себя как жанр, пантомимы стали основой для водевилей. Сегодня в Англии пантомима традиционное развлечение на Рождество. В 1750 хореограф Ж. Ж. Новер (1727-1807) представил публике драматические балеты (ballets d'action). Он отказался от геометрической выстроенности придворного балета, танцоры его театра доносили мифологические предания на языке жестов. В 1819 Ж.Г.Б.Дебюро вывел на сцену парижского Театра Фюнамбюль (1816-1862) Пьеро, отвергнутого влюбленного, изможденного, бледного, в белом балахоне, ставшего классическим персонажем пантомимы. Атмосфера скромного Театра Фюнамбюль (букв. "канатный плясун") удивительно точно передана в фильме М.Карне Дети райка (Les enfants du Paradis, 1944). В 1933 Ж.-Л.Барро и его учитель Э.-М.Декру начали работать над новым искусством пантомимы, "построенной на тишине". Они считали, что пантомима проигрывает, если актер жестами "играет" слова, вместо того чтобы использовать пластику как самодостаточный язык. Идеи Барро воплотил на сцене М.Марсо (р. 1923). Знаменитый бродяжка Бип, герой многих скетчей Марсо, вызывал у зрителей такой же добрый и немного грустный смех, как и немые фильмы Ч.Чаплина. Творчество Марсо возбудило интерес к пантомиме. По всему миру стали появляться мимические труппы, каждая из которых обладала неповторимым очарованием. Популярный американский актер Р. Скелтон вел еженедельную телепрограмму, в которой царил дух комедии дель арте. Для овладения техникой классической пантомимы требуются годы. Как и танцору, миму необходимо ежедневно выполнять целый комплекс упражнений, чтобы в совершенстве владеть телом. Современный мим, как и драматический актер, стремится перевоплотиться в своего героя, передать его чувства. Актер должен овладеть приемами классической пантомимы, а также балетными пируэтами и арабесками. Необходимость передать идею спектакля с помощью ярких, выразительных жестов сделала пантомиму одним из самых привлекательных видов театрального искусства.ЛИТЕРАТУРА
Маркова Е. Современная зарубежная пантомима. М., С Хайченко Е.Г. Метаморфоза одной маски: Джозеф Гримальди. М., 1994 .