Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - шенберг арнольд

Шенберг арнольд

(Schonberg, Arnold)

АРНОЛЬД ШЕНБЕРГ.(1874-1951), австрийский композитор, часть жизни работавший в США; главный представитель и основатель одного из направлений современной "серьезной" музыки, отличающегося сложностью языка и диссонантностью звучания, оно известно под названиями "атональной" или "12-тоновой" музыки (применяются также термины "додекафония" и "серийная техника").

Шенберг родился 13 сентября 1874 в Вене. До 1925 жил в основном в Вене. В 1925 стал профессором композиции в Прусской академии искусств в Берлине и работал там до 1933. Покинув Германию, он переехал в США, где преподавал сначала в Консерватории Малкина в Бостоне, с 1935 в университете Южной Калифорнии, с 1936 в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.

Умер Шенберг в Брентвуде (шт. Калифорния) 13 июля 1951. Шенберг был замечательным педагогом, что способствовало широкому распространению его идей; он создал целую композиторскую школу (т.н. новую венскую школу), которая объединяла столь выдающихся музыкантов, как А. фон Веберн, А. Берг, Э. Кшенек, Э. Веллес и Г. Эйслер. Известный учебник по гармонии, выпущенный Шенбергом в 1911 (Harmonielehre), произвел тем более сильное впечатление, что излагал традиционное учение о гармонии с точки зрения не школьного педагога, а действующего современного композитора.

Истоки музыки Шенберга в позднеромантическом искусстве Р.Вагнера, А.Брукнера, Р.Штрауса и Г.Малера. Подобные влияния столь очевидны, что критики часто не обращают внимания на три других важных качества стиля Шенберга, которые противоположны романтической традиции. Во-первых, поздние романтики развивали свои музыкальные мысли в плотной, насыщенной гармонической ткани, в то время как Шенберг, за исключением нескольких ранних сочинений (например, Песен Гурре, Gurrelieder, для солистов, трех хоров и оркестра, 1910-1911), предпочитал лаконичное изложение идеи, без излишних ее повторений, и ясную, насквозь прослушивающуюся фактуру. Во-вторых, Шенберг обладал позитивным складом мышления, и потому даже наиболее романтические его сочинения (такие, как ранний секстет Просветленная ночь, Verklrte Nacht, ор.

4) отличаются логичностью развития и структурной четкостью. В-третьих, для полифонической техники Шенберга характерны уверенность и виртуозность, сближающие его не с упомянутыми выше романтиками, а скорее с И. Брамсом. Хотя весь путь композитора представляет собой последовательное движение в избранном направлении, принято выделять три периода (или стиля) Шенберга. Сочинения первого периода (ор. 1-10, 12-14) демонстрируют постепенное усложнение языка, рост диссонантности, но в них все же присутствуют традиционная тональность и, до определенной степени, традиционная функциональная гармония. Начиная с фортепианных пьес ор. 11, написанных позже ор. 14, композитор стремился избегать диатонических последований и применял как равные все двенадцать тонов хроматического звукоряда, т.е. не делает ни один из них тональным центром. Третий период начинается с ор. 23: тяготение композитора к четкой организации музыкального материала вызывает к жизни метод более универсальный и жесткий, нежели средства, использовавшиеся им ранее.

Метод состоит в организации двенадцати тонов, составляющих октаву, в мелодическую последовательность, где каждый тон употребляется не более одного раза. Такая последовательность называется "рядом", или "серией". Для каждой композиции обычно избирается один "ряд", он может разрабатываться с помощью разного рода перемещений (транспозиций) и вариаций, но все сочинение обязательно выстраивается на основе заданного "ряда".

Остается перечислить принципиально важные сочинения Шенберга, кроме упомянутых выше, симфоническая поэма для оркестра Пеллеас и Мелизанда (Pelleas und Melisande), ор. 5; Камерная симфония (Kammersymphonie) ор. 9; Пятнадцать стихотворений из книги Стефана Георге "Книга висячих садов" (Fnfzehn Gedichte aus Stefan George's "Das Buch der hngenden Grten"), ор. 15; одноактная опера Счастливая рука (Die glckliche Hand), ор. 18; Шесть маленьких фортепианных пьес (Sechs kleine Klavierstcke), op. 19; Лунный Пьеро (Pierrot Lunaire) двадцать одно стихотворение для чтеца и восьми инструментов, ор. 21; Пять фортепианных пьес (Fnf Klavierstcke), ор. 23; Фортепианная сюита, ор. 25; квинтет для деревянных духовых и валторн, ор. 26; вариации для оркестра, ор. 31; Музыкальное сопровождение к киносцене (Begleitungsmusik zu einer Lichtspielszene), ор. 34; ор. 34; Ода Наполеону (Ode to Napoleon Buonaparte) для чтеца, струнного квартета и фортепиано, ор. 41; концерт для фортепиано с оркестром, ор. 42; четыре струнных квартета, ор. 7, 10, 30, 37.

ЛИТЕРАТУРА

Зарубежная музыка ХХ в. (Материалы и документы). М., 1975 .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое шенберг арнольд
Значение слова шенберг арнольд
Что означает шенберг арнольд
Толкование слова шенберг арнольд
Определение термина шенберг арнольд
shenberg arnold это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины