Энциклопедия Кольера - скандинавская мифология
Скандинавская мифология
КОСМОГОНИЯ
Древние скандинавы не раз пытались объяснить происхождение мира. В скандинавской мифологии существует несколько противоречивых объяснений.
Всеотец. В начале всего был Всеотец; он жил во все времена и имел абсолютную власть над своим царством. Он создал небесный мир, землю, небосвод и род человеческий. При всем сходстве Всеотца и христианского Бога Отца ряд современных ученых отождествляет этого верховного бога древних северян со стародавним индоевропейским Небесным Отцом по имени *Djevs ("сияющий"), которому поклонялись ок. 3500 лет назад.
Гинунгагап (Ginungagap). В начале была Мировая Бездна Гинунгагап. Внутри ее на севере лежала студеная, туманная, пустынная страна под названием Нифльхейм (Niflheimr, "темный мир"); на юге жаркая страна Муспелльсхейм (Muspellsheimr, "огненная страна"), где властвовал огненный великан Сурт (Surtr, "черный"), вооруженный пламенным мечом. Посредине Нифльхейма бил великий источник всех рек Хвергельмир (Hvergelmir, "кипящий котел"). Самая северная часть Нифльхейма, скованная страшной стужей, представляла собой ледяные поля и горы, возникшие из вод Эливагара (livgar, "бурные волны") реки, что протекала там с незапамятных времен. Воды Эливагара были ядовиты, и, когда они застыли, яд инеем выступил на поверхность. Там, где дымный жар Муспелльсхейма встречался с ядовитой стужей Нифльхейма, иней подтаял, и возник великан, обликом схожий с человеком. Звали его Имир (Ymir) или Аургельмир (Aurgelmir). Имир начал потеть, и под левой его рукой выросли мужчина и женщина; одна нога зачала с другою сына: так появилось племя инеистых великанов. Имира вскормила молоком первозданная корова Аудумла (uumla, "кормилица"), тоже возникшая из инея. Корова лизала ледяные глыбы, на вкус соленые: к исходу первого дня из льда в том месте, которое она лизала, выросли человеческие волосы; на второй день голова; на третий день возник человек. Это был Бури (Bri, "родитель"), красивый собою, высокий, могучий. Сыном его был Бор (Воrr, "рожденный"), который взял в жены великаншу Бестлу (Bestla), дочь Бельторна (Bltorn). Сыновьями Бора и Бестлы были Один (inn), Вили (Vili) и Be (V). Сыновья Бора поссорились с древним великаном Имиром, и трое сынов Бора убили его. Из раны хлынул такой поток крови, что в нем утонули все остальные инеистые великаны, кроме Бергельмира (Bergelmir, "ревущий как медведь") и его жены. Один, Вили и Be бросили тело Имира в самую глубь Гинунгагап и сделали из него землю: из крови великана море и все воды; из плоти саму землю, из костей и зубов горы, валуны и камни. Точно черви, выползли из земляной плоти карлики-цверги, похожие на маленьких людей. Из черепа Имира сыны Бора сделали небосвод, углы которого поддерживали четыре карлика. Земля была округлая, заключенная в кольцо океана. По берегам океана сыны Бора отвели земли великанам (Етунхейм, "страна великанов"), а весь мир в глубине суши оградили стеною из век Имира и нарекли эту крепость Мидгард (Migarr, "средиземье"). Ночь, день, солнце и луна. Согласно Младшей Эдде, "Нерви (Nrfi) или Нарви (Narfi) звался великан, живший в Етунхейме. Была у него дочь, от рождения черная и сумрачная, по имени Ночь (Ntt)... А последним мужем ее был Деллинг (Dellingr), из рода асов". Их Сыном был День (Dagr), он пошел в отца и видом был светел и прекрасен. "Позвал Всеотец Ночь и сына ее по имени День и дал им коней и две колесницы и послал их на небо, дабы раз в сутки объезжали они всю землю". Вариант, изложенный в обеих Эддах, сообщает, что у человека по имени Мундильфари (Mundilfari) было двое детей, таких светлых и прекрасных, что он назвал сына Месяцем (Mni), а дочку Солнцем (Sl). Но боги прогневались на его гордыню и водворили детей на небо, повелев Солнцу править конями, впряженными в колесницу солнца, а солнце боги сделали из языков пламени, что вылетали из Муспелльсхейма. Прекрасный юноша Мани управлял луной, ее ростом и убыванием. Сам он, по преданию, похитил двух человеческих детей Биль (Bil, "луна на ущербе") и Хьюки (Hjki, "молодой месяц"). Быстрое движение солнца и луны по небосводу объяснено в мифе так: за небесными светилами гонятся два чудовищных волка; тот, что преследует Солнце, зовется Обман (Skoll), а тот, что жаждет проглотить Месяца, носит имя Ненавистник сын Хродвитнира (Hti Hrvitnisson). Младшая Эдда упоминает и о сильнейшем из волков Лунном Псе: "Он пожрет трупы всех умерших и проглотит месяц".
Сотворение рода людского. В Младшей Эдде сказано: "Шли сыновья Бора (Один, Вили и Be) берегом моря и увидели два дерева. Взяли они те деревья и сделали из них людей. Первый дал им жизнь и душу; второй разум и движенье; третий облик и речь, слух и зрение. Дали они им одежду и имена: мужчину нарекли Ясенем (Askr), а женщину Ивой (Embla). И от них-то пошел род людской, поселенный богами в стенах Мидгарда". Старшая Эдда в песни Прорицание вельвы (Vlusp, 16-17) в основном повторяет тот же рассказ о сотворении людей, но не упоминает о деревьях и об одежде, а главное сыновья Бора зовутся не Один, Вили и Be, а Один, Хенир (Hoenir) и Лодур (Lourr): "...душу дал Один, разум дал Хенир, кровь же дал Лодур и цвет живого..."
КОСМОГРАФИЯ
В эпоху викингов сложилась космография, где главную роль играло Мировое Древо ясень Иггдрасиль (Yggdrasill). Касательно происхождения Иггдрасиля ни та ни другая Эдда не дают мифопоэтических объяснений, хотя существует миф о названии дерева. Иггдрасиль означает "конь Игга", а Игг (Yggr, "ужасный") одно из имен Одина.
Иггдрасиль. Ветви ясеня Иггдрасиля простерты над всеми мирами и поднимаются выше неба. Из трех его корней один в мире богов, второй в мире инеистых великанов, третий в Нифльхейме. Под последним корнем находится исток всех рек, Хвергельмир, а дракон Нидхегг (Nihggr) подгрызает этот корень снизу. Под корнем, который змеится к инеистым великанам, журчит источник Мимира, названный так по его стражу, сверхъестественному существу Мимиру (Mmir) архетипу мудрости. Под тем корнем ясеня, что заканчивается в небесах, есть еще один источник, самый священный Урд (Urr). Подле него обитают три сестры-норны, богини судьбы. Белка по имени Рататоск (Ratatoskr, "грызозуб") снует вверх-вниз по стволу, перенося бранные слова от орла, живущего на верхушке, к дракону Нидхеггу. Четыре оленя Даин (Dinn), Двалин (Dvalinn), Дунейр (Duneyrr) и Дуратрор (Dratrr) бегают по сучьям ясеня, объедая листья и кору. Раны, которые наносят Иггдрасилю олени, дракон Нидхегг и прочие змеи, залечивают норны: черпают из источника Урд воду, смешанную с грязью, и поливают ясень, чтобы ветви его и корни не засохли и не зачахли. Важное упоминание можно найти в эддической песни Прорицание вельвы: "...И девять знаю земель все девять от древа предела корня земные..." "Девять земель" это миры асов, ванов, светлых альвов, темных альвов, людей, великанов, сынов Муспелля, мертвых и, вероятно, карликов-цвергов. Иггдрасиль следует рассматривать как структурную основу материи Вселенной. Когда Иггдрасиль содрогнется грянет светопреставление, Рагнарек (Ragnark). По мифу, Иггдрасиль есть опора девяти миров, аналог различных столпов и колонн, фигурирующих в мифах многих неродственных народов от древних египтян до южноамериканских индейцев.
Асгард (Asgarr). Если верить Снорри Стурлусону, порядок творения был таков: после убийства Имира сыновья Бора создали землю, моря, небо, страну великанов, Мидгард, тучи, людей и, наконец, Асгард, жилище богов. Это высокая цитадель в середине Мидгарда, стены и башни которой достигают туч, цитадель, защищенная от великанов высокими бастионами и отвесными скалами, но корни ее все же в земле. Все боги (кроме Тора, бога-громовика) по радужному мосту Биврест (Bifrst), который иногда называют Мостом Асов, ежедневно съезжаются к источнику Урд, где вершат суд. В Асгарде множество дивных палат, но самый знаменитый чертог зовется Вальхалла (Valholl), т.е. "чертог убитых" мужей, что героически погибли на поле брани. Доступ в Вальхаллу преграждают ревущая река Тунд (undr) и запертые ворота Вальгринд (Valginr). Сам чертог огромен, в нем 540 дверей, в каждую из которых плечом к плечу могут пройти 800 героев. Убитые воины без труда узнают эти палаты, ибо стропила их копья, крыша из шлемов и щитов, а скамьи покрыты кольчугами.
Хель (Неl). Люди, населявшие северо-запад Европы в эпоху переселения народов, обозначали подземный мир, царство мертвых, словом *halja, которое изначально толковалось как "место тайного убежища", т.е. предположительно "могила". В древненорвежском это слово стало звучать как hel, и норвежцы представляли себе Хель как обитель тумана и холода. Согласно преданиям эпохи викингов, те, кто не избран для Вальхаллы, уходят в Хель, где влачат жалкое существование до самого Рагнарека; в этот день легионы мертвых выйдут из Хеля и под водительством Локи (Loki) выступят против богов. Описания Хеля довольно скудны. Вход в Хель мрачная пещера среди скал и пропастей. По некоторым преданиям, стережет эту пещеру чудовищный пес по имени Гарм (Garmr), до наступления Рагнарека сидящий на цепи. Далее по дороге в Хель течет река Гьелль (Gjll, "ужасная"). Мост через Гьелль охраняет дева Модгуд (Mgur). За мостом врата Хеля; хозяйка тамошних палат отродье Локи тоже зовется Хель. В некоторых источниках упоминаются также Берега Мертвых (Nstrnd) с чертогом, сплетенным из живых змей: там отбывают наказание клятвопреступники, убийцы и прелюбодеи, которым приходится преодолеть вброд реку Слид (Slr, "свирепая"), где вместо воды кинжалы и острые мечи. Хель прежде всего узилище для тех, кто вырвется на волю и будет сеять уничтожение в Рагнарек. Это мертвые, Гарм, злобный Фенрир Волк (Fenrir), змеи и дракон Нидхегг, а также и главный зачинщик всяческого обмана Локи.
Етунхейм (Jtunheimr), страну великанов, разные источники помещают в разные места, хотя в эпоху викингов доминируют два варианта: либо "на востоке", либо на берегах окружающего землю океана. Не случайно Етунхейм называется еще Утгард (Utgarr, "внешний предел"), т.е. земли по берегам океана, отведенные великанам сынами Бора. Етунхейм считался страной высоких лесов, могучих рек, огромных пещер, исполинских гор и гигантских расстояний иными словами, все там было как в Скандинавии, только много больше.
Мидгард (Migarr) это мир людей, расположенный между Асгардом и Хелем, среди океана, в котором обитает Мировой Змей. Путь из Мидтарда в Асгард лежит через радужный мост Биврест.
АСЫ И ВАНЫ
В эпоху переселения народов древние северяне называли своих богов асами (слово "ас" ss и означает "бог"). В Прологе к Младшей Эдде Снорри Стурлусон пытается возвести слово "асы" к "Азии", возможно, основываясь на традиции, согласно которой культ некоторых богов пришел в Скандинавию с юга, точнее из Малой Азии. Весьма вероятно, что боги действительно пришли из тех краев, только не асы, а другое божественное племя, в обеих Эддах именуемое "ванами". Пришествие новых богов описано в мифологии как война асов и ванов, в которой не было победителя. В итоге кое-кто из асов (Мимир, Хенир) отступает в безвестность, тогда как божества-ваны (Ньерд, Фрейр и Фрейя) входят в скандинавский пантеон наравне с асами.
Один (inn) глава богов и отец асов. Имя его восходит к древней северозападной европейской форме *Wodenaz, которая дала в древневерхненемецком форму Вуотан, в древнесаксонском Водан, в древнеанглийском Воден, а в древненорвежском сначала Воден, а затем Один. Есть два равно обоснованных объяснения смысла всех производных от индоевропейского *Wodenaz: одно предполагает, что *Wodenaz изначально был богом ветра или бури, который властвовал и над мертвыми, второе что он был божественным магом и, пожертвовав собой, даровал людям мудрость. Отец асов Один вобрал в себя те и другие качества. Как бог бури и бог мертвых он связан со своим бешеным в скачке восьминогим серым конем Слейпниром (Sleipnir, "скользящий"), с Вальхаллой и выбором убитых. Как бог самоотверженности и мудрости, который пострадал ради блага людей, он жертвует один свой глаз Мимиру в обмен на глоток мудрости из Мимирова источника и проводит девять ночей подвешенным к Иггдрасилю, раненый, без пищи и воды, "жертвуя собой", дабы обрести руны мудрости. Эддический Один обладает и чертами древнего индоевропейского Небесного Отца. "Один, пишет Снорри, знатнее и старше всех асов... Одина называют Всеотцом..." Схватка за первенство между Всеотцом и Одином состоялась приблизительно в 1 в. до н.э., а высочайшей мощи *Wodenaz под скандинавским именем Один достиг в эпоху переселения народов. Поскольку его приверженцы-викинги были пиратами и жили преимущественно силой своего оружия, они особо подчеркивали воинственность Одина, но этот аспект естественно продолжает давнее представление о нем как о боге мертвых, ведь он становится прежде всего богом убитых в сражении. Теперь он предводительствует душами мертвых воинов, для которых уготовил чертог Вальхаллу. Фактически Вальхалла место избранных, ибо войти в ее врата мог только павший смертью храбрых. Как патрон викингов Один носил золотой шлем. Как судья в сражениях он был вооружен копьем Гунгнир (Gungnir), которое никогда не пролетало мимо цели. Вторым из чудесных сокровищ Одина было золотое кольцо Драупнир (Draupnir), тоже выкованное карликами Брокком (Brokkr) и Синдри (Sindri). Каждую девятую ночь оно рождало восемь новых колец. Один положил Драупнир на грудь своему сыну Бальдру, когда этот светлый бог лежал на погребальной ладье Хрингхорни (Hringhorni). А потом Хермод видел Драупнир на пальце Бальдра в Хеле. Один Всеотец, владыка девяти миров, восседал в сторожевой башне Хлидскьяльв (Hliskjalf), где от его взора ничто не могло укрыться. На плечах Одина сидели два ворона: Хугин (Huginn, "мысль") и Мунин (Muninn, "память"), нашептывая ему на ухо все новости, которые слышали, облетая мир. Пищу свою Один делит с двумя волками Гери (Geri, "жадный") и Фреки (Freki, "прожорливый"). А пища и питье Одина вино. Один часто странствовал инкогнито по девяти мирам в облике старика с посохом, одноглазого, седобородого, в широкополой шляпе.
Top (Trr). Второй по значимости после Одина "стоит Тор, который зовется также Аса-Тор или Эку-Тор ("Тор с колесницей"). Он сильнейший из богов и людей. Трудвангар (Trvangar, "поля силы") зовутся его владения, а чертог его называется Бильскирнир (Bilskirnir, "неразрушимый" или "освещаемый только на мгновение")... У Тора есть два козла Скрежещущий Зубами (Tanngnjostr) и Скрипящий Зубами (Tanngrisnir) и колесница, на которой он ездит; козлы же везут эту колесницу... Есть у него и еще три сокровища. Одно из них молот Мьелльнир (Mjllnir, "молния"). Инеистые великаны и горные исполины чуют молот, лишь только он занесен... И другим бесценным сокровищем владеет Тор Поясом Силы. Лишь только он им опояшется, вдвое прибудет божественной силы. Третье его сокровище это железные рукавицы. Не обойтись ему без них, когда хватается он за молот!" Тор бог грома. Молот его гроза, вспышка молнии, удар грома; молния и гром искры и грохот его колесницы, влекомой по небу козлами. Брошенный молот всегда возвращается в руки Тора. Тор патрон крестьян и рабов-трэллей; он очень близок земле. Недаром его странно прибывающая сила именуется jaramegin, "сила земли". Согласно обеим Эддам, Тор сын Ерд (Jorr), Матери-Земли, и муж Сив (Sif), златовласой богини плодородия. Есть у Тора и другие жены, есть и дети: от великанши Ярнсаксы (Jrnsaxa) у него два сына Моди (Mdi, "смелый") и Магни (Magni, "сильный"), а от Сив дочь Труд (Trr, "сила") и пасынок Улль (Ullr). Главная задача Тора защищать Асгард и Мидгард от великанов. Впоследствии облик этого бога порой приобретает комические черты, и он сам становится похож на простоватого, упрямого, рыжебородого великана. В Рагнарек он гибнет, сражаясь бок о бок с Одином, убивает Мирового Змея и сам погибает от его яда.
Бальдр (Balr). Поначалу может показаться странным, что викинги, известные в истории как жестокие и свирепые воины, так высоко ставили любящего, прекрасного бога Бальдра. "Второй сын Одина это Бальдр, говорит Снорри. О нем можно сказать только доброе. Он лучше всех, и все его прославляют. Так он прекрасен лицом и так светел, что исходит от него сияние. Он самый мудрый из асов, самый сладкоречивый и благостный. Он живет в месте, что зовется Брейдаблик (Breiablik, "широкий блеск"), на небесах. В этом месте не может быть никакого порока". Бальдр (что означает "господин") один из наиболее привлекательных богов скандинавского пантеона, и миф о его жизни и смерти весьма трогателен и красив. Когда Бальдру приснился сон о неминуемой гибели, его мать Фригг взяла со всех вещей и со всех живых существ клятву, что они не причинят Бальдру вреда. А поскольку ничто теперь не могло ему повредить, боги стали забавляться, бросая в него копья и пуская стрелы. Видя все это, злодей Локи принял облик старухи и навестил Фригг, выпытав у нее, что ничтожная омела не давала клятвы не вредить Бальдру. Локи бысто сделал из омелы копье и уговорил слепого бога Хеда (Hor) метнуть его в Бальдра. Бальдр упал смертельно раненный, и тень его низошла в Хель. Тогда Фригг спросила богов, кто из них желает снискать любовь и вечную благодарность, спустившись в Хель за Бальдром, и Хермод (Hermor, "мужественный") согласился взять Одинова коня Слейпнира и отправиться в Хель. Там он услышал, что Хель отпустит Бальдра в Асгард, если всякое творение на свете будет оплакивать его смерть. Хермод вернулся с этой вестью, и во все миры поспешили гонцы богов, умоляя всех оплакать Бальдра. И все оплакивало его, кроме старухи великанши по имени Текк (Tokkr, "благодарность"), которая на самом деле была переодетым Локи. Но раз она не пожелала оплакать Бальдра, ему пришлось остаться в Хеле. Таково было трагическое событие, первое в цепи катастроф, приведших к Рагнареку, Гибели богов. Изначально Бальдр не принадлежал к скандинавскому пантеону. Хотя источники и называют его среди асов, как сына Одина и Фригг, фактически он из числа ванов и родина его Малая Азия или Палестина. Подобно Адонису, он "кровоточащий бог", "господин", связанный с плодородием и хлебопашеством.
Тюр (Tr). Тюра единогласно считают одним из асов, на самом же деле он один из древнейших богов Северо-Западной Европы, Небесный Отец; однако к концу эпохи переселения народов он уступил свое место Одину. Среди асов Тюр выглядит довольно туманной фигурой; это бог, "которого воины должны всегда призывать в своих молитвах". Важнейший миф о Тюре связан с чудовищным Фенриром Волком. Когда стало ясно, что этот волк уничтожит асов, боги "занимали Фенрира Волка, чтобы надеть на него путы Глейпнир, тот не поверил, что его выпустят, пока ему в пасть не положили как залог руку Тюра. А когда асы не захотели отпустить его, он откусил руку в том месте, которое называется теперь волчий сустав. И потому Тюр однорукий". В Рагнарек Тюр убивает адского пса Гарма и гибнет сам от его клыков.
Хеймдалль (Heimdallr) сын Одина. Этот белый ас страж богов и обитает на краю небес, стережет, не приближаются ли к радужному мосту Биврест великаны. Хеймдалль связан с белизной, ясностью и благим огнем. Еще он зовется Гуллинтанни (Gullintanni), потому что все зубы у него золотые. Он видит вдаль на сотню лиг, что ночью, что днем. Он слышит, как растут трава и шерсть у овец, а громкий его рог по имени Гьяллархорн (Gjallarhorn) трубит на всю Вселенную; этим рогом Хеймдалль созовет асов на последний бой, когда в Рагнарек увидит приближение сил зла. Как несущий огонь благодетель Хеймдалль антипод другого носителя огня, Локи, и порой скальды называют его "ужасом Локи". В Рагнарек Хеймдалль убьет Локи и сам падет от его руки.
Ваны: Ньерд (Niorr), Фрейр (Freir) и Фрейя (Freiya). Даже основные источники недоумевают относительно того, что произошло до и после войны в небесах, но результаты очевидны: кое-кто из асов отправился заложником в Ванахейм (Vanaheimr), страну ванов, а кое-кто из ванов остался заложником в Асгарде. Затем двух асов Хенира и Мимира обменяли на заложников Ньерда, отца Фрейра и Фрейи, и он тоже остался жить в Асгарде. Чертог Ньерда на небесах зовется Ноатун (Natn, "корабельный двор"). Снорри говорит о Ньерде: "Он управляет движением ветров и усмиряет огонь и воды. Его нужно призывать в морских странствиях и промышляя морского зверя и рыбу. Столько у него богатства, что он может наделить землями и всяким добром любого, кто будет просить его об этом". Женат Ньерд на Скади (Skai), дочери великана Тьяцци, но мать его двух детей не она. Во времена викингов Ньерд определился как бог моря, но древним морским богом северо-западной Европы был, по-видимому, Эгир (gir), женатый на Ран (Rn); Эгир фактически не появляется ни в одной, ни в другой Эдде, очевидно, уже уступив место Ньерду. С другой стороны, ученые считают, что первоначально Ньерд был тесно связан с древнегерманской богиней Нертус (Nertus), "Матерью-Землей". Оказывается, первоначальное божество было не мужским, а женским и связано с плодородием. По сути, война асов и ванов это война в человеческих умах между древнейшей религией Севера и культом Ньерда, Фрейра и Фрейи, которые пришли с юга, из Малой Азии. Ни одна сторона победы не одержала, северные и южные боги стали сосуществовать. Снорри говорит, что "в Ноатуне у Ньерда родилось двое детей: сына звали Фрейром, а дочку Фрейей". Согласно Саге об Инглингах (Ynglinga saga), эти дети были плодом союза Ньерда с родной его сестрой, имя которой не названо. Их бракосочетание состоялось в Ванахейме еще до того, как Ньерд был взят заложником, и до его женитьбы на северной богине Скади, которая дала имя Скандинавии. Фрейр и Фрейя "были... прекрасны собою и могущественны. Нет аса славнее Фрейра, ему подвластны дожди и солнечный свет, а значит, и плоды земные, и его хорошо молить об урожае и о мире. От него зависит и достаток людей. Фрейя же славнейшая из богинь. И когда она едет на поле брани, ей достается половина убитых, а другая половина Одину... А ездит она на двух кошках, впряженных в колесницу. Она всех благосклоннее к людским мольбам, и по ее имени знатных жен величают госпожами. Ей очень по душе любовные песни. И хорошо призывать ее помощь в любви... Фрейю почитают наравне с Фригг. Она вышла замуж за человека по имени Од (r)... Од отправился в дальние странствия, и Фрейя плачет по нему, а слезы ее это красное золото".
Фрейр и Фрейя ("госпожа" и "господин") связаны с азиатским культом "господина", примером которого являются культы Ваала, Адониса, Осириса и Таммуза. Ядро их мифа история бога или богини, которые были похищены в подземный мир и остаются во мраке, пока верхний мир в трауре. Приходит время и божество возвращается, принося с собою плодородие и свет.
Другие боги. Среди второстепенных скандинавских богов следует прежде всего назвать Браги (Bragi), бога поэзии, мужа богини плодородия Идунн (unn); сюда же относятся и слепой Хед, невольный убийца Бальдра; и Видар (Viarr) сын Одина, который отомстит за отца в Рагнарек, разорвав челюсти Фенрира Волка. Улль, сын Сив, особо искусен в беге на лыжах и в стрельбе из лука; он покровительствует воинам, ведущим бой в одиночку (возможно, некогда Улль был одной из ипостасей древнего Небесного Отца Тиваса). Кроме них, можно назвать еще Форсети (Forseti), сына Бальдра, это бог справедливого суда и закона; Вали, или Али (Vli, li), сына Одина и Ринд, который мстит за Бальдра; Квасира (Kvasir), бога мудрости, в котором соединились черты асов и ванов. Три загадочные фигуры среди богов Хенир, Лодур и Мимир. Хенир и Лодур вкупе с Одином фигурируют в мифе о сотворении первых людей, Ясеня и Ивы. Лодур упоминается только в связи с этим деянием и только однажды в Прорицании вельвы. Хенир тоже вскоре исчезает из традиции, ибо отдан ванам в заложники после войны в небесах: его место в Асгарде занимает Ньерд; но после Рагнарека Хенир, наделенный даром предвидения, вступает в новые небеса. Мимир страж источника мудрости; ваны отрезали ему голову и вернули Одину, который "пропел над нею руны и тем дал ей силу говорить с собой, что позволило Одину узнать множество тайн". Перед Рагнареком эта голова давала Одину советы мудрости.
Богини. Древнейшей из богинь, по-видимому, была Мать-Земля. Ночь (Ntt) тоже древняя богиня, по некоторым сведениям она древнее Ерд, фактически ее мать. Есть и еще две богини, претендующие на ровесниц Матери-Земли. Это солнечная богиня (у германцев Сунна, у скандинавов Соль) и морская богиня. Возможно, была еще и богиня подземного мира, часть атрибутов которой отошла к Хель. Как бы там ни было, к началу христианской эры главное место занимала Мать-Земля. В эпоху переселения народов Мать-Земля стала у северян богиней по имени Ерд, или Фьергюн (Fjrgyn), впоследствии она принимает имя Фригг. Фригг и ее двойник Фрейя суть плодородная, радостная Мать-Земля, остальные же богини скандинавского пантеона, по сути, просто литературные персонификации присущих Матери-Земле качеств, таких, как мудрость или справедливость. К их числу относятся Фрейя, Гевьюн (Gefjun, "дающая"), Хлин (Hln, "защитница"), Сага (Sga, "провидица"), Эйр (Eir, "пощада, милость") и многие другие.
ЛОКИ И ЕГО ОТРОДЬЕ
И люди, и боги пребывали в затруднении, когда речь заходила о Локи: кем его считать богом или дьяволом? С одной стороны, он вроде бы ас, с другой же стороны заключен в Хель и выйдет оттуда лишь в Рагнарек, чтобы отомстить асам. Отец Локи великан Фарбаути (Frbauti, "грозный напастник"), а мать Лаувейя (Laufey, "лиственный остров", т.е. дерево), что наводит на мысль о том, что изначально Локи был олицетворением грозного пожара, возникающего от удара молнии в лесное дерево. Он "пригож и красив собою, но злобен нравом и очень переменчив. Он превзошел всех людей тою мудростью, что зовется коварством, и хитер он на всякие уловки". Локи вхож в Асгард, но среди асов и ванов держится особняком, он им не друг, его единственная цель погубить богов и все мироздание. И вот ведь парадокс: боги прекрасно знают, что среди них находится зло и что они не справятся с ним, но поделать ничего не могут. Жену Локи зовут Сигюн (Sigyn), а сыновей его Нари (Nari), или Нарви (Narfi), и Вали (Vli). Когда козни Локи привели к гибели Бальдра, боги схватили Локи, связали кишками Нари, разорванного братом Вали в образе волка, и заточили в Хель, где на лицо ему капает змеиный яд. Верная Сигюн, стремясь облегчить муки супруга, собирает змеиный яд в чашу. Когда чаша наполняется и Сигюн нужно опорожнить ее, яд попадает на лицо Локи, и он бьется в судорогах, вызывая землетрясения. Такое заточение вполне подстать злому духу огня. Было у Локи и другое потомство чудовищные дети великанши Ангрбоды (Angrboa, "сулящая горе"), зачатые диковинным способом. Локи съел сердце Ангрбоды, которое оплодотворило его, и родил трех хтонических чудовищ: Фенрира Волка, Мирового Змея Ермунганда и Хель. Андрогинная натура Локи проявляется в мифах не единожды, ведь Локи, обернувшийся кобылой, родил и коня Одина восьминогого Слейпнира.
ПРОЧИЕ МИФИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА
Есть целый ряд мифических существ, которых трудно причислить к богам, однако же они нечто большее, чем персонажи светского фольклора. Великаны северных мифов не одинаковы: это инеистые великаны хримтурсы (hrimturs) и более поздние етуны (jtunn), которых можно назвать существами хтоническими, и великаны огненные, воплощающие разрушительную силу огня. Видом великаны похожи на людей-исполинов. По их милости происходят все природные явления и катаклизмы: камнепады, оползни, лавины, лесные пожары, северное сияние, морозы и т.д.
Норны (nornir) древние, могущественные богини судьбы, имена их -Урд (Urr, "судьба"), Верданди (Verandi, "становление") и Скульд (Skuld, "долг"). Они пряли нити человеческих судеб и в урочный час обрывали их. Еще их называли хранительницами материи всего творения, ведь они орошали Мировое Древо Иггдрасиль водою источника Урд, смешав ее с грязью, чтобы ясень не гнил. Даже Один подвластен был норнам; эти божества древнее Одина, а возможно, древнее и самого индоевропейского Небесного Отца. По мнению ряда ученых, происхождение норн связано с фазами Луны. На исходе каждого дня тьма поглощала Небесного Отца, отдавая мир во власть одной из трех ипостасей Луны растущего месяца (Урд), полнолуния (Верданди) или месяца убывающего (Скульд).
Валькирии. Древнеисландское слово "валькирия" (valkyrja) означает "выбирающая мертвых, убитых", и в эпоху викингов валькирий изображали как дев-воительниц: сверкая оружием, они мчались на летучих конях над полем брани, верша судьбы войны и унося в Вальхаллу павших смертью храбрых, а затем прислуживая им на пирах в этом чертоге. Иногда валькирий называют девами Одина. Но есть и другая традиция, рисующая валькирий как существ более примитивных, необузданных, диких недаром они зовутся Хлекк (Hlkk, "шум битвы"), Гель (Gll, "вой, стон"), Скегуль (Skgul, "яростная") и т.д. Такие существа, упоенные кровью и убийством, предстают перед нами в исландской Песни Дерруда (Darradarlj), иначе называемой Песнью валькирий. Они безусловно тоже связаны с Одином, но с Одином предводителем Дикой Охоты.
Эйнхерии (einherjar), или избранные мертвые воины, живут в Вальхалле. Преодолев реку Тунд и войдя во врата Вальгринд, "люди, убитые оружием", вступают в Вальхаллу, где повар Андхримнир (Andhrmnir) варит неиссякающее мясо вепря Сэхримнира (Shrmnir) в котле Эльдхримнир (Eldhrmnir). Пьют воины неиссякающее медовое молоко козы Хейдрун (Heidrn), которая щиплет иглы с ветвей дерева Лерад (Lerar), растущего подле чертога. Эйнхерии или пируют, или бьются друг с другом в бесконечном сражении, причем в конце дня все раненые чудесным образом исцеляются, а мертвые оживают, готовые утром продолжить лихую битву. Так будет продолжаться до Рагнарека, когда, поднятые криком петуха Гуллинкамби, эйнхерии выступят на помощь богам в их битве с силами зла.
ЭСХАТОЛОГИЯ
Рагнарек (Ragnark) самый страшный, самый жуткий и все же самый поэтичный из скандинавских мифов. Слово "Рагнарек" буквально означает "судьба [[гибель]] богов". Это понятие включает полное уничтожение всего силами зла, и в истории не найдется, пожалуй, второй столь же мрачной концепции судьбы человечества и созданных им богов. Прелюдией к Рагнареку станет падение человеческой нравственности, когда три зимы кряду весь мир будет охвачен войной. Брат пойдет на брата ради наживы, ни у отца, ни у сына не шевельнется чувство жалости друг к другу. Затем настанет лютая великанская зима Фимбульветр три зимы кряду круглый год, и не будет иных времен года, только снег валит со всех сторон, свирепы ветры и жестоки морозы. И тогда один Волк поглотит солнце, а другой луну. Задрожат земля и горы, деревья повалятся, горы разломятся сверху донизу, и все оковы и цепи будут разорваны и разбиты. Фенрир Волк вырвется на свободу, и море хлынет на сушу, потому что Мировой Змей в ярости поползет на берег. Корабль Нагльфар (Naglfar), снаряженный в Хеле, возьмет на борт команду мертвецов и под водительством Локи поплывет из болот Хеля, подхваченный исполинским валом. Фенрир Волк устремится вперед с разверстой пастью: нижняя челюсть до земли, верхняя до неба; будь больше места, он бы распахнул пасть еще шире. Пламя пышет у него из глаз и ноздрей. А рядом с Волком ползет Мировой Змей, изрыгая яд на небо и землю. Средь этого грохота раскалывается небо, и несутся сверху сыны Муспелля. Впереди Сурт, окруженный огнем, и в руке у него огромный меч, сверкающий ярче солнца. Когда эта жуткая рать мчится по Бивресту, мост, как предсказано, рушится, а орды Муспелля выплескиваются на равнину, называемую Вигрид (Vgr), чтобы там соединиться в Фенриром и Мировым Змеем. Локи приводит туда же несчетное воинство мертвецов и ставит подле пламенных отрядов Муспелля. Здесь же и все инеистые великаны под водительством Хрюма (Hrymr). Неисчислимые рати выстроены по огромному полю Вигрид, на сто лиг в каждую сторону. Теперь встает бог Хеймдалль и трубит в рог Гьяллархорн, поднимая богов. Один во весь опор скачет к источнику Мимира, спросить совета для себя и своего воинства. Трепещет ясень Иггдрасиль, в ужасе небо и земля. Гуллинкамби кричит в последний раз, созывая эйнхериев: воины и боги вооружаются и выступают на поле брани. Впереди едет Один в золотом шлеме, с копьем Гунгнир в руке. Он выходит на бой с Фенриром Волком; бок о бок с ним Тор, но не может он помочь Одину, ибо сражается с Мировым Змеем. Фрейр единоборствует с Суртом, пока не падает мертвым. Гарм, заточенный в Хеле, в бездонной пещере Гнипахеллир, вырывается на волю. Он вступает в яростную схватку с богом Тюром, и они поражают друг друга насмерть. Тор убивает Мирового Змея, но, отойдя на девять шагов, падает наземь, отравленный тлетворным дыханием гада. Волк проглатывает Одина; но Одинов сын Видар пробивается вперед и ставит ногу на нижнюю челюсть Волка. Эта нога обута в башмак, который делался по частям от начала времен. Видар хватает Волка рукой за верхнюю челюсть и разрывает ему пасть. Волк подыхает. Но Сурт мечет огонь на землю и сжигает весь мир. Так свершается Рагнарек, Гибель богов.
После Рагнарека. Рагнарек, однако, не есть, как обычно считают, окончательная гибель скандинавских богов. Обе Эдды повествуют о новом небе, новой земле, новом Хеле и населяют их соответствующими обитателями. "Поднимется из моря земля, зеленая и прекрасная, пишет Снорри. Поля, незасеянные, покроются всходами. Живы Видар и Вали, ибо не погубили их море и пламя Сурта. Они поселятся на Идавелль-поле, где прежде был Асгард. Туда приходят и сыновья Тора Моди и Магни и приносят с собою молот Мьелльнир. Вскоре возвращаются из Хель Бальдр с Хедом. Все садятся рядом и ведут разговор, вспоминая свои тайны и беседуя о минувших событиях, о Мировом Змее и о Фенрире Волке. Находят они в траве золотые тавлеи, которыми владели асы... А в роще Ходдмимир (Hoddmmir читай: Иггдрасиль) от пламени Сурта укрылись два человека Лив (Lf, "жизнь") и Ливтрасир (Lftrasir, "пышущий жизнью")... И от них-то пойдет столь великое потомство, что заселит оно весь мир... И... солнце породило дочь, не менее прекрасную, чем оно само, и дочь последует путем матери". Текст Снорри в целом соответствует поэтическим источникам Старшей Эдды. Концовки других рукописей Прорицания вельвы говорят в заключительных стихах о пришествии единого бога, что, по-видимому, можно отнести на счет христианских влияний.
Происхождение мифа о Рагнареке. В мифе существуют некоторые неувязки, обусловленные тем, что сложился он из нескольких обособленных мифов. В Рагнареке заложены две главные идеи: во-первых, уничтожение божественных сил сынами Муспелля; а во-вторых, помощь божественным силам со стороны воинов, которые пали смертью храбрых на поле брани и вознесены на небеса. Но вековечная битва, из которой выросла эта концепция, уже существовала отдельно в кельтской традиции и в традиции северо-западной Европы, а гибель Одина в пасти Волка и Тюра от зубов Гарма тот же миф, но восходящий к индоевропейской эпохе и ведущий речь о врменном исчезновении богов. В таком случае Рагнарек можно разделить следующим образом: 1) временное исчезновение Небесного Отца (Одина, Тюра); 2) временное исчезновение "господина" (Бальдра, Фрейра) в Нижнем мире; 3) вековечная битва (эйнхерии); 4) Дикая Охота (Один, валькирии); 5) миф о потопе ("море хлынуло на сушу") и 6) миф об огне (Сурт). Рагнарек как целое сложился довольно поздно и, возможно, является чисто норвежским или исландским развитием мифа Северо-Западной Европы. Викинги придавали очень большое значение мифам, сосредоточенным вокруг смерти Одина и Бальдра. В обоих случаях новое появление бога, его воскресение, изначально было основополагающим мотивом. Лишь впоследствии переписчики сделали упор на Гибели богов и стали уже вскользь говорить о возвращении Бальдра и др. Высокородные короли и знать воины и фаталисты вместе со своими скальдами и бардами развивали "уничтожительную" сторону мифа, и именно она была прежде всего отвергнута, когда народы Севера приняли христианство.
ЛИТЕРАТУРА
Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях. М. Л., 1963 Младшая Эдда. М., 1970 Мифы народов мира, тт. 1-2. М., 1982 Корни Иггдрасиля. М., 1997