Энциклопедия Кольера - судан
Судан
Судан. Столица Хартум. Население 33 млн. человек (1998). Плотность населения 13 человек на 1 кв. км. Городское население 20%, сельское 80%. Площадь 2,5 млн. кв. км. Самая высокая точка гора Киньети (3187 м). Официальный язык арабский. Основная религия ислам. Административно-территориальное деление: 9 штатов, включая столицу город Хартум. Денежная единица: суданский фунт = 100 пиастрам. Национальный праздник: День независимости 1 января. Государственный гимн: "Приветствуем тебя, Республика Судан".
Флаг Судана
На карте Африки
ХАРТУМ СТОЛИЦА СУДАНАПрирода. Строение поверхности. Большая часть территории Судана представляет собой обширное плато средней высотой 460 м, имеющее общий уклон с юга на север. Его центральные части почти плоские, однако поверхность постепенно поднимается в западном и восточном направлениях к более высоким частям плато. На юге, вдоль границы с Угандой, и на востоке, вдоль границы с Эфиопией и вдоль берега Красного моря, простираются горы. В пограничных с Угандой горах находится высшая точка страны гора Киньети (3187 м).
Всю страну с юга на север пересекает речная система Верхнего и Среднего Нила. Белый Нил, известный в верхнем течении под названием Бахр-эль-Джебель (в переводе "горный Нил"), берет начало в Уганде. Он растекается по обширной глинистой равнине Судд (араб. "барьер"), где течение замедляется из-за обилия водной растительности. С запада в Белый Нил впадает р.Эль-Газаль, принимающая сток многочисленных рек, дренирующих водораздел Нила и Конго. С востока Белый Нил принимает приток Собат. Голубой Нил имеет исток в горах Эфиопии, несет воды на северо-запад и сливается с Белым Нилом у Хартума. Ниже река течет под названием Нил, принимая на востоке, в 320 км к северу от Хартума, приток Атбара, который, так же, как и Собат, начинается в горах Эфиопии. Белый Нил имеет устойчивый сток, поскольку питается из оз. Виктория и других озер Уганды. Область Судд тоже оказывает регулирующее воздействие на сток. На Голубом Ниле выражен только один паводок после сильных летних дождей в Эфиопии; в начале года уровень воды существенно понижается. Голубой Нил и, в меньшей степени, Атбара приносят в Нил такую массу паводковых вод, что к северу от центрального Судана уровень Нила в конце лета сильно повышается. Минимальный уровень воды в Ниле наблюдается зимой.
В долине Нила, расположенной в пустынной зоне, на протяжении столетий развивалось земледелие, основанное на орошении полей паводковыми водами. Для орошения земель ниже города Эль-Гебелейн в долине Белого Нила и ниже города Синга в долине Голубого Нила используются искусственные ирригационные сооружения. При этом речные воды откачиваются насосами, а затем под действием силы тяжести растекаются по полям. В области Эль-Гезира (араб. "остров"), представляющей собой равнину клиновидной формы площадью ок. 2 млн. га между Белым и Голубым Нилом к югу от Хартума, сосредоточен важнейший массив орошаемых земель. Сюда поступают воды Голубого Нила, подпруженного крупной плотиной в Сеннаре; общая площадь обрабатываемых земель там составляет 0,7 млн. га. Другие крупные плотины были построены в 1960-х годах в Эр-Росейресе на Голубом Ниле и Хашм-эль-Гирбе на Атбаре (юго-западнее Кассалы). Земли, орошаемые за счет забора воды выше плотины Хашм-эль-Гирба, обрабатываются крестьянами, переселившимися из приграничного с Египтом района в долине Нила, после его затопления водохранилищем Насер в результате сооружения Асуанской плотины.
К западу от р. Белый Нил простирается обширное волнистое плато Кордофан высотой 300-600 м над у.м. На крайнем западе Судана находится плоскогорье Дарфур высотой от 1500 до 3000 м (высшая точка гора Марра, 3088 м). Между плато Кордофан и плоскогорьем Дарфур рассеян ряд обособленных массивов высотой от 750 до 1000 м. К северу от них и к востоку и юго-востоку от Дарфура расположен крупный массив закрепленных песчаных дюн. На крайнем северо-западе в пределы Судана заходят движущиеся дюны Ливийской пустыни.
К востоку от долины Нила поверхность повышается, образуя плато Нубийской пустыни и горы, окаймляющие побережье Красного моря. Высшая точка гора Ода достигает 2259 м, некоторые вершины превышают 1500 м. Горы круто обрываются к опаленной зноем узкой песчаной прибрежной равнине шириной от 15 до 30 км. Берег окаймлен коралловыми рифами и небольшими островами, но лишь в немногих местах имеются бухты, удобные для строительства портов.
Климат. Количество осадков и продолжительность влажного сезона уменьшаются по направлению с юга на север. На крайнем юге выпадает более 1500 мм осадков в течение девяти месяцев. Далее к северу находится саванна с чередованием влажного и сухого сезонов, которая сменяется семиаридными и, наконец, исключительно аридными условиями. На юге круглый год стоит жаркая погода, а на севере жаркое лето сменяется умеренно теплой зимой. В Джубе на юге страны среднее годовое количество осадков превышает 970 мм, и их основная часть выпадает с апреля по октябрь. Средние температуры колеблются от 26В° С во влажные месяцы (июль-август) до 29В° С в сухие месяцы (февраль-март). На протяжении всего года дневные температуры достигают 30-37В° С.
В Хартуме на севере семиаридного центрального Судана годовая сумма осадков составляет всего 150 мм, и они большей частью выпадают в виде ливней в период с июля по сентябрь. Средние температуры колеблются от 23В° С в январе до 34В° С в начале июня. В начале лета дневные температуры нередко превышают 43В° С.
Крайний север Судана почти не получает осадков: в отдельные годы несколько ливней приносят от 13 до 25 мм. Средние температуры колеблются от 16В° С в январе до 33В° С в июне августе. Максимальные летние дневные температуры иногда достигают 43-49В° С.
Прибрежная зона находится под влиянием теплых морских вод. В Порт-Судане средние температуры колеблются от 23В° С в феврале до 35В° С в августе. Незначительное количество осадков выпадает с октября по январь и в июле-августе, но общая годовая сумма не превышает 100 мм. Более того, воздух постоянно влажный, ночью прохладно. Из-за жарких влажных дней и душных ночей на протяжении большей части года климат побережья считается одним из самых неблагоприятных в мире.
Флора. Растительный мир Судана изменяется от влажных тропических лесов на юге до пустынь на севере. Представлены шесть крупных растительных зон. Близ южной границы страны растут влажные тропические леса. На юго-западе, где годовое количество осадков превышает 1000 мм, распространены тропические редколесья и высокотравье. Наиболее ценные древесные породы кайя сенегальская (Кhaya senegalensis) и изоберлиния (Isoberlinia doka). Широко практикуется подсечно-огневое земледелие. Рост деревьев сдерживается из-за пожаров в сухой сезон. Зона собственно саванны (сумма осадков от 500 до 1000 мм) характеризуется развитием высокотравья, а также акаций и других деревьев, поэтому применяется термин "акациево-высокотравная саванна". Однако значительные площади, ежегодно затопляемые во время паводков, вообще лишены древесной растительности и представляют собой высокотравные равнины, используемые для выпаса скота. На ограниченных участках, находящихся в зоне постоянного затопления, растут папирус и другие болотные растения. В Центральном Судане (сумма осадков от 300 до 500 мм) преобладает низкотравная саванна с рассредоточенными акациями. Большая часть территории используется для выпаса скота, отчасти акации вырубаются на топливо. В этой зоне, так же, как и в саваннах в целом, хорошо увлажняемые берега Белого и Голубого Нила поросли колючим редколесьем с акациями (Acacia arabica) и другими деревьями, использующимися в качестве деловой древесины и на топливо. Далее к северу (сумма осадков от 50 до 300 мм) растительность представлена кустарниковой пустыней, где растут акации, которые поедаются верблюдами, овцами и козами. Из акации сенегальской (Acacia senegal) добывают гуммиарабик, являющийся одним из важных предметов экспорта Судана. На крайнем севере выпадает менее 50 мм осадков в год. Растительный покров крайне разрежен, и, за исключением долины Нила, район почти не населен.
Фауна. На юге страны в лесах и саванновых редколесьях обитают разные животные, в том числе слон, буйвол, зебра, белый и черный носорог, жираф, лев, лесная свинья, шимпанзе, леопард, гепард, гиена и многие виды антилоп: канны, большой и малый куду, кустарниковый дукер, лошадиная антилопа и др. Вдоль водотоков на юге водятся бегемот и крокодил, а также такие тропические птицы, как фламинго, секретарь, разные виды аистов, включая марабу. Зимой Северного полушария европейские перелетные птицы пересекают Сахару по пути в Северный Судан, особенно по долине Нила, а мигранты из Южной Африки появляются зимой Южного полушария. Обезьяны, мелкие птицы, змеи и насекомые дополняют разнообразие фауны. В более сухих саваннах и пустынях местами встречаются газели. Горы на западе Центрального Судана населяют антилопы орикс и аддакс, а на северо-востоке нубийский козерог и дикий осел (в горах, простирающихся вдоль берега Красного моря).
НАСЕЛЕНИЕ
Этногенез и язык. Население древнего северного Судана претерпело радикальные изменения в Средние века в результате частых миграций арабов-кочевников и их браков с местным населением. На севере ислам является доминирующей религией, а арабский язык основным языком общения; арабские корни населения общепризнаны. В городах и других населенных пунктах широко распространенная до 20 в. племенная система организации социальной жизни населения отмирает или разрушается, однако в условиях кочевого образа жизни она все еще служит объединяющим фактором. Арабоязычное население преимущественно оседлое и приурочено к долинам рек и районам, где выпадает достаточное количество осадков для выращивания сельскохозяйственных культур. Кроме того, на арабском языке говорят кочевники, пасущие верблюдов и овец в прилегающих степях, имеются также арабы-скотоводы (баггара) южного Дарфура и Кордофана. Некоторые мусульманские племена на севере страны не знают арабского языка, это прежде всего кушитоязычные беджа на побережье Красного моря, донгола и другие нубийские народы, живущие в долине Нила и фур из Дарфура.
ДЕРЕВНЯ в северном СуданеДо середины 19 в. территория Судана к югу от 12В° с.д. не подвергалась нашествию арабов или же арабизированных северных народов. До сих пор местное население не приняло ислам. В этническом отношении оно принадлежит к нескольким группам и говорит на разных языках. Основные группы населения южного Судана нуба, занимающиеся земледелием на склонах южного Кордофана; шиллук, которые обитают в долине Белого Нила и управляются весьма почитаемыми вождями; многочисленные племена динка, которые пасут скот на равнинах к востоку от Белого Нила и в долине р.Эль-Газаль, а также азанде, живущие в горах на междуречье Нила и Конго.
В Судане проживает незначительное число иностранцев. Греки и в меньшей степени армяне, индийцы и йеменцы контролируют значительную часть городской розничной торговли. Мусульмане-переселенцы из стран, расположенных к западу от Судана, прежде всего из Нигерии, составляют основную рабочую силу на хлопковых плантациях в Эль-Гезире (междуречье Белого и Голубого Нила). В сфере внешней торговли, техники и высшего образования велика роль европейцев (главным образом англичан), но они редко живут в стране постоянно. Государственным языком является арабский, достаточно широко распространен английский, образованная часть населения Юга порой использует именно его как средство межнационального общения.
Религия. Хотя все арабские переселенцы были мусульманами, насаждение исламской культуры в северном Судане, относящееся к 15-17 вв., произошло благодаря усилиям мусульманских миссионеров и суданцев, обучавшихся в Египте или Аравии. Эти люди были членами религиозных орденов (тарика), и суданский вариант ислама характеризовался преданностью рядовых мусульман главе ордена и приверженностью к аскетическому образу жизни. В начале 19 в. сформировалось новое религиозное направление Хатмийя, в котором до сих пор сохраняется влияние потомков его основателя Миргани. В период турецко-египетского правления в 19 в. усилились контакты между суданским и более ортодоксальным и утонченным египетским исламом. В 1881 началось мессианское движение суданского религиозного реформатора Мухаммеда Ахмеда, который объявил себя махди (мессией, возвещающим о скором пришествии пророка) и призвал к борьбе за восстановление истинного ислама. Его последователи стали называться ансарами (по названию созданного ими дервишского ордена). В сегодняшнем Судане именно Ансар и Хатмийя являются самыми влиятельными религиозными сектами, Ансар преобладает в западной части страны и в районах по берегам Белого Нила, Хатмийя на севере и востоке страны. Как правило, обе секты играют важную роль в политической жизни Судана.
Приход арабов постепенно свел на нет влияние христианства, религии средневековой Нубии, государства в долине Нила. В 19 в. на территории Судана еще действовали несколько католических миссий, которые без особого успеха вели религиозную пропаганду среди языческого населения. В период англо-египетского кондоминиума (1899-1955) в соответствии с распоряжениями английской администрации деятельность христианских религиозных миссий разрешалась лишь в южной части страны, и католические и протестантские миссионеры действовали в строго определенных районах. В 1964 правительство Судана выдворило из страны всех иностранных миссионеров. Хотя такое решение таило серьезную угрозу для жизнедеятельности местных христианских церквей, поскольку затрудняло приезд новых священнослужителей и придавало новый импульс для исламизации южных областей, к этому времени христианство на юге пустило уже столь глубокие корни, что это позволило ему не только выжить, но и укрепиться при поддержке местных властей.
Города. Довольно плотная конурбация, включающая Хартум, Омдурман и Северный Хартум, образовалась в районе слияния Голубого и Белого Нила. Все эти три города весьма отличаются один от другого. Хартум создавался в 19 в. как административный центр турецко-египетской администрации и сохранял эту функцию в период англо-египетского кондоминиума. Хартум наиболее европейский город, отличающийся от других городов Судана. Омдурман, бывшая столица махдистского государства, несмотря на некоторую модернизацию, по-прежнему сохраняет типичный суданский облик. Северный Хартум, возникший в 20 в. как конечный пункт проведенной с севера железной дороги, в значительной степени связан с обслуживанием этой дороги и речного порта. В 1998 общая численность населения Хартума, Северного Хартума и Омдурмана составила ок. 4 млн. человек, при этом добрую его половину составляли беженцы, покинувшие из-за войны южные районы, и жители других районов, желающие улучшить свое материальное положение. Развитию сети современных коммуникаций обязаны своим появлением такие города, как Атбара (85 тыс. жителей в 1998), расположенная на пересечении путей с севера и от побережья Красного моря, Кости (100 тыс.), выросший на пересечении Белого Нила с железной дорогой, и Порт-Судан (310 тыс.) на побережье Красного моря. По своей значимости они вытеснили старинный центр караванных путей Бербер, бывшую речную пристань Эд-Дуэйм и почти заброшенный морской порт Суакин, игравший важную роль во времена турецкого господства. Другие города страны сочетают в себе административные и экономические функции; так, Вад-Медани (230 тыс. жителей в 1998) центр хлопководческого района Эль-Гезира; Эль-Обейд (250 тыс.) основной рынок гуммиарабика и Кассала (250 тыс., 1998) хлопководства. Все эти города являются также местными административными центрами. В южной части страны города возникли в 20 в. как административные центры, крупнейший из них Джуба (20 тыс. жителей в 1998).
Добровольные ассоциации. Старейшими добровольными объединениями северного Судана являются мусульманские духовные ордена, некоторые из них зародились еще в 15-16 вв. Одни из них являются филиалами религиозных братств, распространенных по всему мусульманскому миру, другие чисто местные образования. Мусульманские духовные ордена базируются на многочисленных местных ячейках и контролируются иерархией духовных лидеров, которые подвластны верховному шейху. Хотя возглавляемые соответственно семьями Миргани и Махди секты Ансар и Хатмийя в полном смысле и не являются духовными орденами, они организованы на тех же принципах и играют сходную роль в жизни суданского мусульманского общества. Первоначально ордена являлись объединением ревностных последователей Аллаха, стремившихся посредством коллективных молитв под руководством тех, кто приобщен к тайным знаниям, отыскать мистический путь проникновения в ислам. В настоящее время они являются носителями своеобразной эмоциональной "возрожденческой" народной религии, которая воспринимается более образованными или же ортодоксальными суданцами с известной долей недоверия и скептицизма.
Укреплявшиеся контакты с Египтом и странами Запада привели к возникновению ряда объединений, характерных для стран Ближнего Востока и Европы, в частности, литературных и спортивных клубов, кооперативов и профсоюзов. Подобные объединения стали создаваться в последние годы существования кондоминиума, и в их основе лежали скорее политические, чем экономические и социальные факторы.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА
Правительство. Со времен объединения в 19 в. областей, составляющих нынешнюю территорию Судана, сохраняются традиции авторитарного, централизованного и бюрократического метода управления страной. На практике эта система претерпевает изменения вследствие ряда факторов, характерных для Судана: наличия огромной территории при отсутствии адекватных средств сообщения, разнообразия этнического состава населения и сохраняющейся межплеменной враждебности. В период турецко-египетского господства верхушка административного аппарата формировалась из числа подданных Османской империи, главным образом египтян. После образования махдистского государства ключевые посты в управлении перешли к суданцам-северянам из принильских районов, а в период правления халифа Абдуллахи (1885-1898) к его соплеменникам баггара. В период существования кондоминиума первоначально высшие должности занимали англичане, но затем постепенно росло число чиновников-суданцев. Английские должностные лица осуществляли контроль над сельскими районами страны через систему традиционной власти и племенных вождей. После завоевания независимости у кормила власти неизменно находились северные суданцы.
Накануне завоевания независимости в 1956 в стране уже сложилась система государственной власти в виде избираемого парламента и кабинета министров во главе с премьер-министром. Первым шагом было формирование консультативного совета Северного Судана в 1944. В 1948 последовало создание Законодательного собрания, в состав которого вошли представители как северных, так и южных районов, а в 1954 первого в истории страны двухпалатного парламента, большая часть депутатов которого избиралась в ходе прямых выборов.
В период кондоминиума вся власть сосредоточивалась в руках генерал-губернатора, при котором с 1910 функционировал совет высокопоставленных чиновников-англичан. В 1948 этот орган был заменен Исполнительным советом, в состав которого вошли министры-суданцы. После создания парламента исполнительные полномочия генерал-губернатора почти полностью перешли к состоящему из суданцев кабинету министров, подотчетного законодательному органу. С провозглашением независимости остатки сохранявшейся у генерал-губернатора власти были переданы Верховной комиссии, которая состояла из пяти суданцев.
После военного переворота в ноябре 1958 было приостановлено действие конституции и запрещена деятельность парламента и политических организаций. В результате народных выступлений в октябре 1964 в стране было восстановлено гражданское правление, а в 1965 возобновил свою работу парламент. Но в мае 1969 вновь произошел военный переворот, действие конституции и деятельность парламента были приостановлены, а политические организации распущены. Состоявший из десяти членов Революционный совет во главе с Джафаром аль-Нимейри взял на себя функции высшего органа власти. В 1972 аль-Нимейри распустил Революционный совет и в 1973 обнародовал конституцию, предусматривавшую восстановление поста президента с широкими полномочиями и создание народных советов. В 1985 правительство аль-Нимейри было свергнуто в ходе нового военного переворота, и власть перешла к другому военному совету.
После выборов 1986 в Судане была восстановлена парламентская демократия, и правительство возглавил Садык аль-Махди. Правительство предприняло несколько безуспешных попыток договориться о прекращении гражданской войны на юге Судана. Неудачи Садык аль-Махди в этом направлении, а также ухудшение экономического положения в стране предопределили успех военного переворота в июне 1989 во главе с Умаром Хассаном аль-Баширом. В качестве руководителя Революционного руководящего совета национального спасения аль-Башир отменил действие конституции, а также деятельность Национальной ассамблеи, профсоюзов и всех политических организаций. Действия нового руководства Судана пользовались безусловной поддержкой со стороны Национального исламского фронта. В 1993 руководящий Революционный совет был заменен гражданским правительством, которое по-прежнему возглавлял аль-Башир и которое продолжало находиться под влиянием исламских фундаменталистов. На президентских выборах 1996 безусловную победу одержал аль-Башир. В том же году прошли выборы в Национальную ассамблею. В ситуации, когда все остальные политические организации находились под запретом, легко победили кандидаты от Национального исламского фронта. Одним из достижений законодательного органа стала подготовка текста новой конституции, которая была принята в 1998.
Политические партии. До военного переворота 1989 ведущие политические партии Судана были представлены Юнионистско-демократической партией, Суданской коммунистической партией, партией "Аль-Умма", традиционной махдистской партией, созданной в 1945, и рядом относительно немногочисленных партий Юга Судана. Наиболее влиятельными из них были Суданское народно-освободительное движение (СНОД) и его военное крыло Суданская народно-освободительная армия (СНОА). Эта группировка во главе с Джоном Гарангом де Мабиором возникла в 1983 на волне сопротивления политике аль-Нимейри, направленной на введение нового административного деления на юге страны. На протяжении многих лет деятельность СНОД ограничивалась пределами Южного Судана, однако в 1995, выступив против аль-Башира и Национального исламского фронта, Гаранг вместе с рядом политических лидеров Севера сформировал коалицию под названием Национальный демократический союз (НДС). В его состав вошли такие влиятельные оппозиционные политические партии, как "Аль-Умма" и Юнионистско-демократическая партия. Другие политические группировки Юга Фронт освобождения Южного Судана и Оборонительные силы Южного Судана, хотя и выступали против правительства в Хартуме, тем не менее воздержались от вхождения в НДС. Традиционно политические организации в Судане выражали скорее личную лояльность и амбиции, чем политические принципы. Исключение составляла созданная в 1944 Суданская коммунистическая партия.
Судебная система. В 1983 аль-Нимейри заменил все существовавшие юридические законы мусульманскими законами шариата, основанными на коране. Они включали такие виды наказаний, как отсечение рук и ног, а также забрасывание камнями. В 1986 законы шариата были отменены, и была временно восстановлена судебная система, основанная на гражданском кодексе англо-индийского образца. В 1991 произошло возвращение к исламскому законодательству, что вызвало недовольство и сопротивление со стороны в основном христиан, а также населения южных районов страны, придерживающихся традиционных местных верований.
Вооруженные силы. До 1924 суданские войска входили в состав вооруженных сил Египта, затем под названием Оборонительные силы Судана и под командованием английских офицеров стали чисто суданскими воинскими подразделениями. В 1954 англичане были уволены с офицерских постов, и вооруженные силы страны получили название Суданская армия. В 1998 Судан располагал вооруженными силами численностью немногим более 100 тыс. человек и мог быстро мобилизовать десятки тысяч членов Народных сил обороны милицейских частей, подчиненных Национальному исламскому фронту. Современные виды вооружения Судан получал от Ливии, Ирака и Китая.
Местные органы управления. После Второй мировой войны начался процесс замены английских районных комиссаров, наделенных широкими полномочиями, местными советами с территориальной, а не племенной юрисдикцией. Была введена система назначения местных правительственных инспекторов, к которым перешли многие административные функции районных комиссаров. Были также урезаны права губернаторов провинций. После 1958 военный режим пытался усилить роль провинций, с этой целью были созданы советы провинций, куда входили избираемые и назначаемые члены во главе с назначаемым из центра главой совета. Кроме того, формировался местный исполнительный орган провинции, и каждая провинция имела собственный бюджет. Но на практике работа советов протекала крайне вяло, и после революции 1964 они почти перестали функционировать. Возобновление в 1980-х годах гражданской войны и стремление Национального исламского фронта к централизации страны в 1990-е годы привели к сокращению властных полномочий местных органов управления.
Внешняя политика. В период 1967-1971 значительная помощь поступала в Судан из СССР и стран Восточной Европы. Во времена президента аль-Нимейри началось укрепление связей с Западом. Военный переворот 1989 привел к установлению тесных отношений с Ливией, что негативно отразилось на отношениях со странами Запада. После визита президента Ирана Рафсанжани в Судан в декабре 1991 многие западные и умеренные арабские государства свернули свои отношения с Суданом, поскольку он блокировался с государствами, исповедующими исламский фундаментализм. Сам Судан отказался получать помощь от США, заявив, что американцы используют ее для осуществления шпионской деятельности. Основной сферой деятельности в Судане международных организаций, в частности ООН, в этот период была доставка гуманитарной продовольственной помощи голодающему населению южных районов страны.
См. далее
Судан. Экономика
Судан. История
ЛИТЕРАТУРА
Смирнов С.Р. История Судана. М., 1968 Демократическая Республика Судан. Справочник. М., 1973