Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - адриан патриарх всероссийский
Адриан патриарх всероссийский
(в миру Андрей) — 10-й и последний патриарх всероссийский (род. в 1636 г., умер 15 октября 1700 г.). Будучи еще архимандритом Чудовского монастыря, А. умел обратить на себя внимание патриарха Иоакима, поставившего его (1686) митрополитом казанским и свияжским. В патриархи А. возведен 1690 г., 24 августа. Десятилетняя деятельность А., заключившая собою патриаршеский период, представляет большой интерес тем, что А., расположенный к старине и неохотно отзывавшийся на реформы Петра, должен был сознать справедливость и меткость многих указаний Петра на неустройства в церковном управлении и выступил с некоторыми поправками, сделавшимися началом Петровских реформ в области церкви. Так, данная им 26 декабря 1697 г. Рожественского (Владимирского) монастыря архимандриту Иосифу инструкция старостам поповским или благочинным смотрителям стремится поправить многое, что требовало поправления и не ускользнуло от взора Великого Петра. Именно здесь видим заботы о наблюдении везде церковного благочиния, снабжении всех церквей исправными печатными книгами и служебниками, всеми церковными принадлежностями и проч., о наблюдении, чтобы не было священников без письменных грамот, чтобы бродячие и черные попы у приходских священников треб не отбивали, чтобы мирские люди самовольно на себя монашеских одеяний не надевали, чтобы суд отправлялся не иначе, как при старостах, и т. д. (1-е П. С. З. № 1611). Точно так же другое его распоряжение (1698), чтобы нигде не дозволять устраивать новых монастырей без государева указа (№ 1629). Несмотря на то что А. дозволял себе иногда с резкостью возражать государю, сам явился, однако, с предложением в Палату об уложении обработать статьи "о святительском суде". При патриархе А. было два собора: один (1697) по поводу дьячка Михеева, предлагавшего новые догматы касательно крещения и других обрядов, другой по поводу (1698) дьякона Петра, утверждавшего, что папа есть истинный пастырь. В его же патриаршестве происходила известная борьба двух учений об евхаристии — братьев Лихуды (см. это сл.) и Сильвестра Медведева Первые учили, что хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа до произнесения слов установленной евхаристии, а Медведев доказывал, что таинственное пресуществление совершается только после произнесения этих слов. Патриарх, по-видимому, разделявший учение братьев Лихуды, передал этот спор на разрешение восточным патриархам, и учение братьев Лихуды было признано правильным. Но тем не менее братья оставались удаленными в Костромском Ипатьевском монастыре, и учение их, изложенное в книге "Щит вера", оставалось ненапечатанным.
Патриархом А. написано было несколько проповедей и богословских толкований, из коих некоторые были напечатаны; из них важнейшие: представленная в Палату об уложении "Записка о святительских судах" (напеч. в ст. Калачева, о значении кормчей в системе др. русского права, 1849) и "Грамота о бороде" (напеч. Есиповым, "Раскольничьи дела", 2 т.
, и по приводимой у него короткой редакции перепечатана в I т. "Критико-биографического словаря" Венгерова, 1889).Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое адриан патриарх всероссийский
Значение слова адриан патриарх всероссийский
Что означает адриан патриарх всероссийский
Толкование слова адриан патриарх всероссийский
Определение термина адриан патриарх всероссийский
adrian patriarh vserossiyskiy это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):