Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - александр великий
Александр великий
Едва поправившись, А. через киликийские проходы двинулся на В., куда за ним опрометчиво последовал Дарий Кодоман, вместо того чтобы ждать его на равнинах Сирии. Таким образом громадное персидское войско оказалось в тылу македонян. Обе армии сошлись у Иссы в ноябре 333 г. Под напором войска А. ряды персов смешались и в страшном беспорядке обратились в бегство. Лагерь, а с ним вместе и семейство Дария достались победителю; с родственниками персидского царя А. очень хорошо обошелся. Дарий бежал к Евфрату, а А. направился в Финикию с целью укрепить за собою малоаз. прибрежье. Мирные условия, дважды предложенные Дарием, были отклонены А. Победа при Иссе открыла македонянам путь на Ю. Они заняли Дамаск, в котором хранились сокровища, привезенные персами, и другие города малоаз. прибрежья, только Тир еще не сдавался, но 7-месячная, необыкновенно тяжелая осада сломила и его сопротивление (332). С этим городом последняя точка опоры перс. флота на Средиз. море перешла в руки А. Отсюда он направился в Палестину, где ему покорились все города, кроме Газы, которую ему удалось взять только после двухмесячной осады (ноябрь 332). Египет покорился ему без всякого сопротивления. А. не касался местных обычаев и религиозных верований в противность персам, которые их часто оскорбляли; это приобрело ему доверие и любовь населения и укрепило его господство в этой стране, чему способствовала и чрезвычайно разумная организация управления, введенного им в Египте, где он основал Александрию, сделавшуюся одним из первых городов древнего мира. Отсюда он двинулся в начале 331 г. через Ливийскую пустыню к храму Зевса (Юпитера) Аммона, жрецы которого посвятили его, по обычаю древних фараонов, в "сына Аммона" ("сына солнца"). Весною 331 г. А. вновь выступил против Дария, который успел собрать новое войско в Ассирии. При Гангамелле, недалеко от Арбелл и развалин Ниневии, встретились противники. Несмотря на значительный перевес перс. войска, А. одержал над ним благодаря искусной тактике блестящую победу. Оставив все свое войско и все сокровища в руках неприятеля, Дарий бежал в Мидию, а А. двинулся к Ю. Вавилон и Суза, эти сокровищницы древнего мира, открыли неприятелю свои ворота.
Покончив с завоеваниями, нужно было заняться устройством завоеванной территории. А. привлек к управлению туземцев, поручив только военные и финансовые дела ведению греков и македонян; он стремился вообще к слиянию македонян и персов, что, конечно, не могло случиться без того, чтобы первые и сам А. не восприняли дурных сторон восточного быта. Из Сузы А. направился к Персеполю. Проход туда, т. назыв. "Персидские ворота", был защищаем 40000 войском под предводительством Ариобарзана. После тщетной попытки одолеть их А. с частью своего войска пошел в обход, взбираясь по горным тропинкам, напал на них спереди и тылу, смял и победоносно вступил в город (янв. 330 г.). Знаменитый дворец персидских царей был сожжен — скорее по политическим соображениям, нежели в припадке опьянения. В апр. 330 г. А. еще раз выступил против Дария, сначала в Экбатану, а оттуда далее на восток. Известие, что несколько возмутившихся сатрапов, в том числе Бесс, сатрап бактрийский, схватили бежавшего Дария и низвергли его, заставило его еще более спешить, но Дарий был убит прежде, чем ему удалось подоспеть (июль 330). Узнав об этом, А. поспешил подчинить себе как Бесса, провозгласившего себя персидским царем, так и остальную восточную часть персидской монархии, а именно Гирканию, Арию, Дрангиану и Арахозию, а затем, в 329 и 328 гг., — также Бактрию и Согдиану, противопоставившие ему более серьезное сопротивление, чем он до сих пор встречал. Ему приходилось там, несмотря на то, что в Согдиане ему выдали Бесса (329), подавлять постоянно возникающие возмущения народа и осаждать укрепленные жилища знати. Таким образом он проник до самых восточных пределов персидского царства и перешел даже за р. Яксарту, в страну скифов. Овладев считавшеюся до тех пор неприступной горною крепостью и подчинив себе таким образом окончательно Согдиану, он женился на Роксане, дочери бактрийского князя Старта, и, укрепив таким образом за собой Бактрию, сделал этим важный шаг для поддержания своего владычества в этой стране.
При постоянной борьбе с внешним врагом А. приходилось в то же время бороться с македонской аристократией, среди которой было много недовольных, вступавших в заговоры против него. Уже осенью 330 г. в Профтазии и Дрангиане открыт заговор, в котором оказался замешанным предводитель македонск. аристократии Филот. Он был казнен, а его отец, Парменион, вследствие того умерщвлен. В 328 г. А. в припадке гнева и опьяненный вином заколол во время пира Клита, который спас ему жизнь при Гранике, — поступок, в котором он после глубоко раскаивался. Наконец в начале 327 г. в Бактрии открыт был заговор между македонскими знатными юношами, которые все были казнены. Тот же заговор привел к гибели философа Каллисфена, родственника Аристотеля. Подчинив себе последнего бактрийского владетеля, А. весною 327 г. предпринял поход в Индию во главе 12000 т. войска, состоявшего из европейск. и азиатск. сил, и покорил сначала племена, жившие к западу от Инда. Весною следующего 336 г. он перешел эту реку и вступил во владение таксильского царя, с которым он с давнего времени состоял в сношениях. Поддерживаемый этим и другими индийскими владетелями, он с необыкновенным искусством перешел реку Идасп, на противоположном берегу которой он разбил встретившего его там царя Пора и взял его в плен, но вскоре освободил и вернул ему его владения. Отсюда он проник в нынешний Пенджаб (см. это сл.), пройдя через целый ряд кровопролитных битв, и намеревался проникнуть во внутренность Индии, к Гангу, но общее недовольство и ропот войска заставили его в конце августа отказаться от этого намерения и вернуться к Идаспу. Достигнув снова Идаспа и приняв меры для укрепления своего владычества во вновь завоеванных землях, А. велел построить флот и в ноябре 326 г., посадив на суда часть своего войска, спустился с ними по Идаспу и Акезину, в то время как остальное войско следовало за флотом по обоим берегам реки; покоряя на своем пути обитающие в этой местности племена, он дошел до главн. города малийцев, при осаде которого был опасно ранен. По выздоровлении он пустился в обратный путь, перешел от Акезина к Инду, спустился вниз по течению и дошел в июле 325 г. до Индийского океана.
Организовав управление этой новой территории, А. с большей половиной своего войска двинулся через Гедрозию (Белуджистан) в обратный путь (кон. авг. 325). Во время этого трудного перехода через громадную пустыню погибла большая часть его отряда. Неарху было поручено вернуться с флотом в Македонию; часть войска под предводительством Кратера была отправлена вперед через Арахозию; в Кармании оба отряда соединились, вскоре туда прибыл и Неарх с флотом и после короткой остановки отправился в дальнейший путь (дек. 325). Обеспечив себе владычество над завоеванными землями, А. приступил к окончательному устройству нового края, причем краеугольным камнем своей политики сделал стремление к слиянию македонских и греческих элементов с восточными. Первые шаги на этом пути сделаны были в армии; это вызвало неудовольствие среди македонских воинов, прорвавшееся наружу в Описе на Тигре (июль 324), но это противодействие было сломлено, и план реорганизации всемирной армии в смысле пополнения ее силами всех завоеванных провинций приведен в исполнение. Вскоре после того А. пришлось потерять своего любимца Гефестиона, умершего в Экбатане; горесть его была безгранична; он похоронил своего друга в Вавилоне с чисто царственною роскошью (осенью 324). В этот город, который он намеревался сделать центром своей империи, А. вступил в начале 323 г. Он жил здесь, занятый различными государственными вопросами и новыми завоевательными планами, как вдруг после одного из пиров внезапно заболел и несколько дней спустя умер, на 33 г. жизни, не назначив себе преемника (8 или 11 июня, а может быть, еще в мае 323 г.). Птолемей, завладевший его трупом, перевез его в золотом гробе в Александрию и похоронил там (322). После долгих колебаний полководцы провозгласили царями тупоумного Арридея, сына Филиппа и танцовщицы Филины, и Александра, сына А. от Роксаны, родившегося после смерти отца, и поделили между ними монархию А. Пердикка был назначен опекуном несовершеннолетнего царя и правителем государства.
По свойствам своей природы А. был, может быть, величайшим и гениальнейшим героем древности. Независимо от вопроса, удалось ли бы ему, если бы он прожил дольше, дать хорошую политическую организацию бесчисленному множеству покоренных им от Инда до Адриатики народностей, несомненно, что его кратковременная, но блестящая деятельность носила в себе задатки всемирно-исторического значения, получившие потом свое развитие, хотя и в совершенно другом направлении. Его царство после его смерти распалось, но его преемники Антигон, Селевк, Птоломей, Лизимах и др. (см. Диадохи) основали мало-помалу в различных частях его монархии государства, в которых (на вост., конечно, — только до Тигра) греческая культура более или менее водворялась и имела плодотворное влияние.
Художники древности много трудились над изображением А.; из их произведений особенно замечательны: картина Апеллеса (см. это сл.) в Эфесе, изображающая царя с молнией в руке, и несколько мраморных изваяний Лизиппа, изображавшего его во все моменты его жизни и в самых разнообразных положениях; все они очень схожи с оригиналом. Сохранился еще находящийся в Риме в капитолийском музее бюст, изображающий А., подобно Аполлону, устремляющего вдаль вдохновенный и победоносный взор. В этом художественном произведении особенно удивительно соединение мягкости в постановке головы и мечтательности во взгляде с мужественностью и героичностью осанки; необыкновенно хороши также длинные волосы.
Литература об А., его монархии и походах очень обширна. Первыми биографами А. были некоторые из его сподвижников и приближенных лиц, как то: Каллисфен, Клитарх, Онесикрит, описывавшие его деяния напыщенным языком, полным преувеличений и измышлений, другие, как, напр., Птоломей и Аристовул, дали более достоверные описания. На писаниях Клитарха основана, главным образом, история А. у Диодора, Иустина и Курциуса, отчасти и у Плутарха; у Птоломея и Аристовула черпал (так же как Плутарх) Арриан, который вместе с тем пользовался, по-видимому, какой-то александрийской компиляцией, известной и Плутарху. Вследствие этого Арриан является также источником для истории А. Сочинения остальных современных ему историков собраны у Гейера (Geier, "Alexandri Magni historiarum scriptores aetate suppares", Лейпц., 1844), a также в Дюбнеровском издании Арриана (Пар., 1846). Новые обработки истории этой эпохи принадлежат: Дройзену, "Geschichte A. d. Gr. von Maced." (3 изд., Гота, 1880); Гроте, "History of Greece" (нем. пер. Мейснера, т. 6., Лейпц., 1857); Рюстову и Кехли, "Gesch. des griech. Kriegswesens" (Aapay, 1852); Шеферу, "Demosthenes u. seine Zeit" (Schàfer, т. 3, Лейпц., 1858); Герцбергу, "Die asiat. Feldzüge A.s d. Gr." (Herzberg, 2 изд., Галле, 1875); кроме того, ср. Шпигель, "Eranische Altertumskunde" (2 т., Лейпц., 1873). О художеств. изображениях А. см. Мюллер, "Numismatique d'A. le Gr." (Копенг., 1885); Люцов, "Münchener Antiken" (Мюнх., 1861), Штарк, "Zwei Alexander-Köpfe der Sammlung Erbach u. des Britischen Museums zu London" (Лейпц., 1879).
Элемент чудесного, поразительного, возбуждающего фантазию, заключающийся в истории этой кипучей и блестящей жизни, вызвал целую массу романических прикрас в рассказах о деяниях А. Самая известная из этих романических историй — история так назыв. Псевдо-Каллисфена, написанная около 200 г. по Р. Х. в Египте, на греческом языке, и появившаяся потом в латинском, сирийском и армянском переводах, обработках и извлечениях. (На греческом языке издана впервые, вместе с Аррианом, Мюллером (Пар., 1846, нем. Мейзель, Лейпц., 1871.) Латинский перевод сделан в начале IV в. Юлием Валерием. В Х в. в Неаполе появился латинский перевод несколько измененного текста этой истории, сделанный священником Леом; этот вариант (liber A. de procliis), излюбленный в Средн. века, составил источник, из которого черпали поэты, охотно воспевавшие А. в полурасцвете рыцарства. Так, им воспользовался Альберих из Безансона для своей А. эпопеи (отрывок помещен в немецком переводе у Поля Гейзе в его "Romanische Inedita", Берл., 1856), послужившей основой стихотворению о походе А. на Восток, написанному немецким свящ. Лампрехтом (см. это сл.). Последнее дошло до нас в двух редакциях и издано по обеим Вейсманом (2 т., Франкф., 1850). Кроме того, на немецком языке существуют поэтические обработки этого сказания Ульриха ф. Эшенбаха (написаны между 1248 и 1284 и еще не напечатаны) и Рудольфа Эммского (нап. между 1238 и 1241, тоже не напеч.) Ср. Цахер, "Pseudo-Kallisthenes" (Галле; 1867). На французском языке существуют обработки Ламбер ле Тора (Lambert le Tort) и Александра (издана Мишеланом, Штутгарт, 1846); на английском — эпос об А. XIII в. (изд. у Вебера, в его "Metrical romances", т. I, Эдинб., 1810), основанный на извлечении из Юлия Валерия. Вальтер (Гвальтерус) из Лилля или Шатильона сочинил эпическую поэму ("Alexandreis") на латинском языке, канвой для которой послужил рассказ Курциуса, — много раз перепечатанную (изд. Мюльденером, Лейпц., 1863) и в свою очередь послужившую источником для У. ф. Эшенбаха. И для восточных народов А. был любимым героем романтического эпоса; кроме Фирдоуси, пользовавшегося главным образом арабской обработкой liber de procliis для своей "Шахнаме", жизнь и подвиги знаменитого героя воспеты в Персии поэтом Низами в его "Искендер-наме". Существуют также и турецкие обработки этой истории. Ср. Шпигель, "Die Alexandersage bei den Orientalen" (Лейпциг, 1851); "Nisamis Leben und Werke und der zweite Teil des Nisamischen Alexanderbuchs" (Лейпц., 1872).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907