Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - альт детский и женский голос
Альт детский и женский голос
(итал. alto или contralto, франц. haute-contre) — происходит от латинского altus, что означает высокий; первоначально назывался голос, который был выше тенора, исполнявшего главную мелодию: cantus formus), иначе наз. фальцетто (см. фальцет). В настоящее время А. обозначает низкий голос у женщин и мальчиков. Он считается вторым из четырех главных родов человеческого голоса: сопрано, альт, тенор и бас, и, подобно трем остальным, является в различных степенях. Поэтому различают низкий и более высокий альт. Объем первого простирается приблизительно от f в малой октаве до f или g во второй октаве, тогда как границы второго определяются одним или двумя тонами выше (от а в малой октаве до а во второй октаве). По своему объему высокий альт совпадает с меццо-сопрано, и оба голоса часто смешиваются друг с другом, тогда как по естественному строению этих голосов и соотношению регистров они легко отличимы. Женский А. состоит из двух регистров (см. Голос), пределы которых доходят до h в первой октаве, у детских же мужских альтов несколькими ступенями ниже. В учении о гармонии, преимущественно в четырехголосных сочинениях, альтом называется второй верхний голос. Альтовым ключом или знаком, в котором пишется партия альта, называется общеупотребительный ключ С, пишущийся на третьей линии нотной системы.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.