Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - алтарь жертвенник
Алтарь жертвенник
АЛТАРИ.
1 и 6 греческие, 2, 3, 4 и 5 римские, 7 и 8 ассирийские алтари, 9 персидский, 11 и 12 египетские алтари огня и 10 кельтский каменный столб. — 13. Алтарь церкви в Рексельбурге (романский стиль). — 14. Алтарь милости в церкви Четырнадцати святых (барокко). — 15. Алтарь Елисаветинской церкви в Марбурге (готический стиль). — 16. Алтарь синагоги в Нюрнберге (мавританский стиль). — 17. Алтарь церкви св. Амвросия в Милане (Ренессанс). — 18. Алтарь в Регенсбургском соборе (готический стиль).
В виде построенных уже — А. появились у христиан, по всей вероятности, только во времена Константина Великого. Предписание обращать их всегда к востоку происходит, говорят, еще от папы Сикста II (ум. в 258 г.); в VI в. вошло в обычай украшать их крестом; со времен же Григория VI сделалось в римской церкви обычаем ставить по нескольку А. Самый главный из них, высокий алтарь, сохранил свое место на возвышении, в романских церквах часто украшенном балдахином и снабженном ступенями; другие ставились у колонн, на восточной стороне приделов, у боковых стен, в капеллах и криптах. Обыкновенная форма готического А. — крылообразна (Fl üg elaltar), внутри с пластическими, снаружи с рисованными украшениями; но часто встречаются А., украшенные и внутри живописью. Архитектурная форма А. различается по стилям. Алтарный стол покрывается скатертью различных цветов, смотря по различным церковным праздникам; на А. находятся: крест, цветы и свечи. Для исполнения церковных треб в дороге, в походе и т. п. употребляется переносный алтарь, стоящий на деревянном постаменте. Во время Реформации число алтарей в каждой церкви ограничено до одного; из швейцарских церквей они даже совсем удалены. Поэтому и теперь в лютеранских церквах находится только один алтарь, в кальвинистских только простой, снабженный крестом стол.
В православной церкви алтарем называется часть храма, предназначенная для священнослужителей и отделенная от средней части храма высоким иконостасом. В нем находится престол (θυσιαστήριον — алтарь, по терминологии западной) в виде равностороннего прямоугольника с положенными на нем антиминсом, крестом, Евангелием. Под престолом или в антиминсе полагается часть св. мощей в воспоминание древнехристианского обычая совершать литургию на гробницах мучеников в катакомбах. Престол покрывается свящ. одеждами (срачица, индития, илитон). В алтаре находится также обыкновенно жертвенник или особый стол для совершения проскомидии. В каждом храме может быть несколько алтарей и престолов. На одном престоле дозволяется в день служить литургию только один раз.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907