Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - англосаксы
Англосаксы
историки дают это название немецкому племени англов и саксов, к которым примкнули и юты. Эти племена, жившие по нижнему течению реки Эльбы (Лабы) и Везера, в первый раз в 449 г. под предводительством Генгиста и Горзы, а потом во второй раз в V же в. переселились в Британию и поработили Англию (См. Великобритания). Юты поселились в Кенте, англы заняли северную, а саксы южную и среднюю часть страны. С течением времени из соединения маленьких общин образовалось семь или восемь королевств, или т. н. англосаксонская гептархия, а именно: образовавшиеся из соединения Берниции и Деиры Нортумбрию, Кент, Суссекс, Вессекс, Эссекс, Остангельн и Мерсию Эгберт из Вессекса соединил 827 г. в одно королевство, которое получило имя Англии (Englaland, т. е. земля англов). Титул бретвалда, т. е. широко властвующего, носили сначала короли Мерсии, потом он перешел к могущественным королям Вессекса и, наконец, был уничтожен Эгбертом. Во время войны с кельтскими-уэльскими и шотландскими князьями бретвалду передавалась верховная власть над всеми или же над некоторыми англосаксонскими государствами. После датского погрома Альфред снова восстановил государство на таких же основаниях, которые выработались и у остальных германских племен. Только эти основания у англосаксов развились самостоятельнее, чем у тех германских племен, которые, сблизившись с римлянами, познакомились с государственным римским устройством, и с римской цивилизацией во главе явился вместо германского герцога (Heretoga) король (Cyning, Cyng), сыновья которого и ближайшие родственники исключительно образовали родовое дворянство (этелинги). Королевы (Cwen) также пользовались значительными привилегиями. Во время мира король был окружен своими приближенными, дружиной (Geferescipe), из которой мало-помалу образовалось служилое и ленное дворянство. Дружина состояла из двух классов: альдерманов (Ealdormann, потом Earl под датским влиянием), которым король раздавал придворные должности и ставил их во главе провинций, и остальных слуг (Gesith), которые вместе с высшим классом носили общее имя тегов, или танов и, обладая землями, были обязаны являться на войну. Обыкновенные свободные люди, между которыми последнее место занимали оставшиеся свободными бритты, назывались серлы и по большей части оставались в зависимости от знатного человека, который назывался Hlaford (т. е. хлебной господин, откуда произошло слово лорд). Число несвободных (Theow) было невелико. Все эти классы различались по своим правам и в особенности по высоте пени за убийство. Последняя соразмерялась с принадлежностью лица к высшему или низшему классам.
Большие округа, Shires (Sciras) или графства распадались на меньшие десятни (Teothung), состоявшие из соединения десяти свободных глав семейства с круговой порукой перед судом в каждой; десять десятней образовали сотню, над судом которой имел власть только суд графства, а во главе последнего суда стоял альдерман. В важнейших случаях последний решал дело только с участием собрания (Gemôte) "мудрейших", т. е. танов или представителей местных общин в соответствующем графстве. Это собрание было созываемо каждые полгода вместо прежде созывавшихся общенародных собраний. Также и король созывал на подобное Witenagemôte или Micelgemôte (т. е. большое собрание) епископов и знатных светских людей. — Христианская религия быстро распространилась между англосаксами; впервые туда был послан Папою Григорием I св. Августин — первый кентерберийский епископ, который в конце VI в. проповедовал христианство у Этельберта, кентского короля и мужа Берты, крещенной уже прежде дочери франкского короля. После того в 664 г. на синоде, собранном королем Освайном, было провозглашено единство британской церкви с римско-католической, затем в 668 г. Феодор, архиепископ Кентерберийский, ввел везде богослужение по рим. кат. чину и первый был возведен в достоинство примаса Англии. Ему подчинялись: йоркский архиепископ и 15 других епископов, которые на соборах, в присутствии короля и вельмож, до VIII в. создавали основы управления англосакскою церковью без влияния Римского Папы. Несмотря на все попытки пап при каждом благоприятном обстоятельстве подчинить англосакскую церковь своей власти, только в Х в. удалось св. Дунстану расширить влияние пап в Англии. Впрочем, англосакское духовенство не менее ирийского отличалось образованностью и любовью к наукам. Больше всех славился в этом отношении преподобный Беда (Beda Venerabilis). Св. Бонифацию и многим другим англосакским и ирийским, называвшимся тогда шотландскими, духовным принадлежат большие заслуги при распространении христианства в Германии. Ср. об англосак. церкви Соамеса, "The Anglo-Saxon church" (Лондон, 1885) и "The Latin church during Anglo-Saxon times" (Лонд., 1849); Лингард, "The antiquities of the Anglo-Saxon church" (Ньюкэстль, 1810; немецкий перевод в Бреславле, 1847). Лучше всего история англосаксов и их общественное устройство представлено у Тернера, "History of the Anglo-Saxons" (6 изд., 3 т., Лонд., 1852); Пэльгрэва, "The rise and progress of the English Commonwealth" (2 т., Лонд., 1832) и его же "History of the Anglo-Saxons" (Лонд., 1872); Лаппенберга, "Geschichte von England" (Гамбург, 1834); Кембля, "The Anglo-Saxons" (2 т., Лонд., 1848; немецкий перевод Брандеса, 2 т., Лейпц., 1852—54) и у Стебба, "The constitutional history of England" (3 изд., Лондон, 1880).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907