Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - антиномизм
Антиномизм
чрезмерное пренебрежение законами Старого Завета, проявлявшееся или практически, под видом мнения, что возрожденный человек не нуждается ни в каком внешнем законе, так как все его поступки хороши, или же теоретически, в учении, что человек евангельским учением приведен к покаянию и поэтому ему не нужно изучения Старого закона. А. первого рода является уже во время Нового Завета (2-е Пос. Петра, II, 18—19), позже между гностиками, у спиритуалистических сект в Средние века, напр. у амальриканцев, братьев свободного духа, во время Реформации, напр. у некоторых анабаптистов, и в новое время, напр. у антонианцев. Второй род А. был предметом антиномистического спора во время Реформации. Сперва даже Лютер и Меланхтон хотели проповедовать благовествование об искуплении людей единственно посредством веры, но требование нравственного развития повело их снова к признанию законов. Когда Меланхтон в своем воззвании к пасторам 1627 г. учил, чтобы они не проповедовали об отпущении грехов, не сказав прежде о покаянии, и предписывал им частое объяснение своим прихожанам десяти Заповедей Божьих, Агрикола видел в этом возвращение к католицизму, так как, по его мнению, покаяние должно иметь начало не в страхе перед наказанием, а в любви справедливости, не в силе законов, а в евангельском учении. На диспуте в Торгау 1527 г. Лютер вмешался в этот спор, но Агрикола втайне продолжал распространять свое учение в Эйслебене и на диспуте в Виттенберге с жаром защищал свое мнение. По его мнению, к сознанию греха и к покаянию человек доходит только с помощью Евангелия, отчасти потому, что истинное покаяние является в человеке только тогда, когда мы знаем, что мы любимы Богом, отчасти потому, что только из Евангелия мы можем узнать самый большой грех, т. е. отречение от Христа или безверие. Лютер же, убежденный, что только сохранение законов ведет к сознанию грехов, осудил антиномистов и принудил Агриколу отказаться от своего мнения (1540). Формула соглашения (Konkordienformel), таким образом, прочно установила учение Лютера о значении закона. Между индепендентами в Англии явились также антиномийцы, которые не приписывали никакого значения закону при наставлении грешных. Вместе с тем, как сторонники крайнего учения о предопределении, они отрицали всякое значение нравственных усилий к достижению блаженства. Они никогда не были многочисленны, жили в конце XVIII в. и никогда не соединялись в одну церковную общину. Основы их учения приняли также антиномистические и партикулярные баптисты.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.