Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - антракт
Антракт
(Entre'acte) — так называется промежуток между действиями представляемой пьесы, имевший первоначальным своим назначением дать небольшой отдых как актеру, так и зрителю. Деление пьесы на акты впервые появилось у римлян, которые ввели в пьесе 5 действий. Греки не знали А., у них сцена была всегда занята, так как в промежутках между действиями пел хор. В пьесах классического репертуара при единстве времени и места А. были излишни и служили только для отдыха публики и артистов. В современной драме авторы пользуются А. для продления целых эпох (дни, месяцы, годы) в жизни действующих лиц: так, в начале пьесы молодые действующие лица — в конце ее становятся старыми. Вся жизнь действующего лица проходит на сцене. Некоторые авторы злоупотребляют А., назначая их в пьесе 10—12 и называя действие картинами. Часто происходит злоупотребление А., значительно увеличенными вследствие небрежности администрации театра и мешкотных перемен декораций или вследствие запаздывания действующих лиц, чаще актрис, слишком медленно меняющих свои туалеты. Лучшие драматические писатели (Кальдерон, Шекспир и др.) не знали ни актов, ни А-ов; прежде в А. делались различные анонсы (см. это сл.). В Италии в А. во время оперных представлений танцует балет. В Париже выходит "L'entracte", заменяющий наши афиши (см. это сл.), весьма известный театральный журнал. Обыкновенно в А-ах играет оркестр или даются дивертисменты (см. это сл.).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.