Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - азбука
Азбука
Азбукой, или алфавитом, называется вообще собрание в известном порядке всех знаков, выражающих отдельные звуки данного языка (см. Алфавит), в особенности же название это присвоено системам письменных знаков, более или менее самостоятельно развившихся на славянской почве. Слово это, азбука, произошло от названия первых двух букв славянского алфавита, а именно алфавит этот моложе других известных нам теперь систем. Многие ученые задавали себе вопрос, не существовал ли у славян алфавит еще до принятия христианства? На такое предположение наводили некоторые места из древних авторов, а именно слова известного монаха Храбра, жившего около Х в. и написавшего сочинение об изобретении славянских письмен. Там, между прочим, мы читаем, что славяне
У Константина Порфирородного находим следующее место: "Chrobati... post acceptum baptismum pepigerunt et chirographis propriis datis Sancto Petro iuraverunt.(Adm. Inp. 31). Немецкий летописец XI в. Титмар, описывая храм города Ретры, говорит, что там "interius... dii stant manufacti, singulis nominibus insculptis" (VI, 17). Подобные же известия дают и арабские писатели Х в., напр. Масуди, описывающий тоже какой-то славянский храм: "cet édifice est renommé par... les signes, qui y sont tracés et qui indiquent les choses futures, les évènemments prognostiques avapt leur arrivée (см. перевод Шармуа в Mémoires de l'Acad. de St.-Pétersbourg, VI Ser. 11, 319——320). Все эти известия настолько неопределенны, что из них нельзя сделать никаких положительных выводов. Самое распространенное между учеными славистами мнение, что упоминаемые Храбром черты и резы, равным образом и другие надписи, о которых говорят латинские и арабские источники, составляли совсем не рунические системы, как допускали раньше, а просто нарезы и черточки, не имеющие определенного звукового значения. От этих древних черт и резов мы налицо ничего не имеем. Более определенные, точные и верные известия о славянской азбуке являются вместе с известиями о св. апостолах славянства Кирилле и Мефодии, хотя и здесь на каждом шагу встречаем трудности и сомнения. Прежде всего, источники не согласны в разрешении вопроса, где и когда святые мужи изобрели славянскую азбуку. В одном месте мы читаем, что они отправились в путь уже с переведенными некоторыми священными книгами, другие же источники позволяют думать, что святые братья начали перевод только в Болгарии. Зато относительно самого факта изобретения азбуки везде мы видим согласие. В житии св. Климента Х в. мы читаем следующие слова: "Κύριλλος καί Μεθόδιος γράμμαϊα έξεύρονϊο" для болгар. В послании своем Папа Иоанн VIII (872—882 г.) пишет: "Litteras denique sclavonicas a Constantino quondam philosopho repertas...". Зальцбургский Аноним в сочинении "De conversione Bogoaniorum" говорит: "quidam graecus, methodius nomine, noviter inventis sclavonicis litteris...". Затем в "Vita ss. Cyrilli et Methodii" XI в., или так называемой итальянской легенде, находим слова: "coeperunt (Кирилл и Мефодий) aprvulos (учеников) eorum litteras edocere". Это известие повторяется в различных славянских странах: чешский сазовский монах рассказывает, что св. Прокопий около 1035 года знал азбуку, о которой говорится следующим образом: "sclavonicis litteris a sanctissimo Quirillo Episcopo quondam inventis et statutis"... У опатовицкого монаха XII в. читаем: "Cyrillus et Methodius inventis Bulgarorum litteris". Такие же известия находим в иллирийских, болгарских и др. источниках. Все вообще сходятся в том, что славянскую азбуку изобрел св. Кирилл, а имя брата его, св. Мефодия, упоминается там лишь потому, что они вообще везде действовали вместе и что их имена всегда и везде писались оба рядом. Итак, мы видим, что все источники говорят об одной славянской азбуке, и вопрос сделался бы совершенно ясен, если бы не обстоятельство, что славяне имеют не одну, а две азбуки: так названную кирилловскую и глаголическую, или кириллицу и глаголицу; эти названия новейшего происхождения, и потому они не могут бросить на историю вопроса ни малейшего света. В источниках в этом отношении мы находим только весьма скудные известия. Упомянутый уже нами Храбр говорит следующее: (Кирилл) .