Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - бенефиции
Бенефиции
т. е. духовные места, зависевшие в Польше от высшего местного духовенства и от короля; но были и такие бенефиции, право раздачи которых оставил за собою папа; часто вследствие этого происходили недоразумения и беспорядки, которые, наконец, были улажены в 1519 г. конкордатом между польским королем Сигизмундом I и папой Львом Х. В этом конкордате были установлены отношения между Римской курией и Польшей и строго определены права папы, с одной стороны, а короля и местного духовенства — с другой. Конкордат был подтвержден в 1525 г. Климентом VII. Папы могли раздавать только такие Б., которые были вакантны в нечетные месяцы года. При раздаче приходских бенефиций, т. е. приходов, главное внимание обращалось на то, знает ли бенефициат польский язык. То же самое было в Литве: в 1669 г. на виленском синоде постановлено было давать Б. только уроженцам той диоцезии, в которой Б. находилась. Кроме того, чтобы получить Б., надо было иметь известный образовательный ценз. В начале XVI в. постановлено было требовать от бенефициатов свидетельств, что они 3 года учились in universali studio; позже требовалось по крайней мере двухлетнее изучение богословия. Кроме того, нельзя было силой или подкупом добиваться Б. В 1568 г. влоцлавский синод принял правило требовать от бенефициатов клятву, что они не будут прибегать ни к каким противозаконным средствам, чтобы получить бенефиции; на практике, однако, такие беззакония были обычным явлением. Б. как пожизненное владение оставались на попечении бенефициата, который отвечал за все убытки; он должен был стараться содержать все в исправности и отдать Б. в лучшем состоянии, чем он получил ее. Сначала нельзя было иметь больше одной приходской бенефиции; против тех, которые имели больше приходов, высказался бреславский синод 1248 г. С течением времени, однако, этот закон стал забываться, но после Тридентского собора его снова восстановили, хотя в Польше уже никогда нельзя было добиться, чтобы он соблюдался во всей строгости. Польское духовенство несколько раз просило у папы отсрочки введения тридентского постановления, напр., в 1564 и 1569 г., но не добилось никакого легального результата; фактически, впрочем, по-прежнему несколько Б. часто давались одному лицу, и борьба продолжалась до конца XVIII в. Наконец победа осталась на стороне польского духовенства, которое добилось того, что папа без труда стал давать позволения давать несколько бенефиций зараз.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.