Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - брянский яков григорьевич

Брянский яков григорьевич

известный актер, род. в 1790 г. О его молодости ничего не известно. Сначала Б. был предназначен к гражданской службе, но непреодолимая страсть к театру взяла свое. В конце июля 1811 г. был вечер у знаменитого в летописях русской сцены кн. Шаховского. Были здесь и И. А. Крылов, писавший иногда для театра и мечтавший когда-то сделаться актером, П. А. Катенин и др. На этом вечере Григорьев (фамилия Б. до поступления на сцену) прочел роль Полиника (из трагедии Озерова "Эдип в Афинах") и вызвал шумное одобрение присутствовавших. Участь Григорьева была решена — он был принят в так называемую "молодую труппу" князя А. А. Шаховского. В то время, когда русская драматическая труппа, во главе которой находился знаменитый Яковлев, господствовала на нашей Императорской сцене, князь Шаховской из воспитанников Театрального училища составил другую, "молодую труппу", в которой образовывались будущие известные русские актеры и актрисы. Труппа эта играла в Кушелевском театре (где ныне Главный штаб), и в нее вступил и Б., всегда игравший с Ширяевой (впоследствии жена Яковлева) первые роли. Переменив свою фамилию на Б., Григорьев 11 сентября 1811 г. дебютировал в роли "Влюбленного Шекспира" (в переводной комедии Д. Языкова, того же названия). Комедия эта была написана Дювалем для знаменитого Тальма, а у нас роль Шекспира исполнял Яковлев. Естественно, какое смущение должен был испытывать молодой актер, еще значительно увеличивавшееся присутствием самого Яковлева. Б. вышел победителем. Яковлев, чуждый интриги и зависти, не только беспристрастно оценил игру новичка, но и поощрил его к дальнейшей сценической деятельности. По совету И. А. Крылова, кн. Шаховской выводил Брянского преимущественно в комедиях и драмах, не давая ему трагических ролей, к которым молодой актер питал сильную страсть. Надо было на время покориться. Вскоре Б. выступил в роли Безрассудова в возобновленной комедии Ефимьева "Преступник от любви, или братом проданная сестра", в "Казаке Стихотворце" князя Шаховского и других комедиях и водевилях. Но Б., все еще не переставал мечтать о трагедии. Князь Шаховской уступил наконец просьбам Б. и написал для него трагедию "Абуфар" (перев. с французского). Б. с К. Семеновой играл первые роли. Трагедия имела успех, и Б. впервые насладился торжеством трагического артиста, обнаружив много души и естественности, что тогда было новостью. В то время немыслимо было актеру явно отказаться от усвоенной псевдоклассической манеры читки нараспев; естественное, хотя бы и мастерское чтение стихов считалось унижением искусства. Сам кн. Шаховской, принадлежавший к высшему кругу общества, деятельно следивший за успехами литературы и театра, не мог явно противоречить требованиям классицизма, которые сообщил и своему ученику. Едва ли не в первый раз пришлось учителю встретить возражение со стороны его ученика Б., которому художественное чутье подсказывало неестественность распевания ролей. Верным чтением и истинной игрой Б. желал победить вековые предрассудки, перешедшие к нам от французов. Во второй раз Брянский играл в трагедии Вольтера "Китайская сирота", в которой прекрасно и рельефно очертил характер главного лица. Но вот умирает Яковлев (в 1817 г.), и Б. открывается широкая дорога: он с успехом начал исполнять некоторые роли покойного, и в "Отелло" был признан достойным преемником Яковлева. Только артист с недюжинным дарованием мог решиться играть "Танкреда", в котором Яковлев, по свидетельству современников, был неподражаем. — Исполнение "Танкреда" упрочило за ним симпатии публики, шумно и радушно его приветствовавшей. Но в 1820 году появился знаменитый трагик Василий Андреевич Каратыгин, выступивший в "Фингале". Пришлось, после нескольких лет борьбы со счастливым соперником, уступить ему часть ролей в трагедиях и перейти на старшие роли — благородных отцов, царей и резонеров, все же продолжая изредка дублировать Каратыгина. И на этом амплуа у Б. было много блестящих ролей, как, напр., роли: Филиппа в "Дон Карлосе", Христиерна в "Иоанне Финляндском" и многие друг. Помимо дарования своего, Б. был незаменимым артистом в силу своего обширного репертуара: знаменитый Тальма играл только 13—15 ролей, Рашель — 20—25 ролей, а Б. исполнял с лишком 30 крупных ролей, изучение которых стоило ему огромных усилий и трудов: Яго (в "Отелло"), Кизляр-Ага (в "Роксолане"), Франц Моор (в "Разбойниках"), Миллер (в "Коварстве и Любви"), Эдип (в "Эдипе в Афинах"), Стерн (в "Фингале") и т. д. Б. пробовал не без успеха исполнять и комические роли, играя Фамусова в "Горе от ума", в "Домашнем спектакле" Загоскина, "Эзопе у Ксанфа" Шаховского и др. В 1841 году Б. оставил сцену, но страсть и привычка к театру вскоре заставили его вернуться к нему. Он вышел в бенефис г-жи Дюр, в ком. "Эзоп у Ксанфа", и был встречен громом аплодисментов. Дирекция предложила ему выгодные условия, и он остался служить, пробыв на сцене до самой смерти, последовавшей 20 февраля 1853 г. от припадка холеры, совершенно неожиданно, так как его имя в день смерти значилось на афише: он должен был играть роль Квазимодо в "Эсмеральде".

Ср. "Репертуар и Пантеон" (1853, № 6), а также воспоминания его дочери, А. Я. Головачевой-Панаевой: "Русские писатели и артисты" (СПб., 1890, стр. 1—30).

А. Ум.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое брянский яков григорьевич
Значение слова брянский яков григорьевич
Что означает брянский яков григорьевич
Толкование слова брянский яков григорьевич
Определение термина брянский яков григорьевич
bryanskiy yakov grigorevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины