Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - четки и лестовка
Четки и лестовка
Четки — это круглая нитка или шнурок с нанизанными на нее деревянными, стеклянными, костяными, янтарными и иными зернами (шариками), увенчанная крестом; есть также Ч., отдельные звенья которых соединены металлическими крючками. Назначение их — служить пособием для счета молитв и поклонов, на что указывает и самое название их "четки", от глагола "честь", "считать". Употребление их в православной церкви присвоено лишь монашествующим лицам обоего пола и архиереям. Лестовка — это круглый ремень, имеющий вместо креста 4 лапостка (ладонки), между лапостками 7 передвижек, затем 9 ступенек кожаных (по 3 ступеньки по обоим концам лестовки + 3 больших в середине ее) и 100 так называемых "бабочек" (кожаных пластинок, узлов, ступенек). Лестовка сохранилась в употреблении у наших раскольников и единоверцев: по ней те и другие кладут поклоны, следовательно, назначение ее такое же, что и Ч.
Предание, хранящееся в наших монастырях, относит происхождение Ч. ко времени преподобного Пахомия Великого, основателя монашеского общежития. Среди многочисленных учеников Пахомия, живших в его обители, было много неграмотных, которые не знали других молитв, кроме Иисусовой. Эту молитву и обязал их преподобный произносить ежедневно определенное число раз и сопровождать ее поклонами; для счета же тех и других дал неграмотным монахам "верви" (веревки) с узлами. Эти "верви" и были прототипом теперешних Ч. С течением времени Ч. вошли во всеобщее употребление среди монашествующих. Это случилось тем скорее, что каждый монах ежедневно должен был, по уставу, выполнять положенное число поклонов и молитв и, следовательно, нуждался в простом, но удобном орудии для счета тех и других. На давнее происхождение Ч. указывает сохранившееся употребление их в православной, католической и других церквах. Названия Ч. у греков (όρόδινοςστέφανος), латинян (astragalus), французов (rosaire, chapelet), немцев (Rosenkranz) и др. оттеняют круглую их форму, удобнейшую для наматывания на руку. Лестовка, с ее особым устройством и символическим значением, есть позднейшее видоизменение Ч. См. "Миссионерское Обозрение", 1900, июль-август (стр. 121-124).
Четки буддийские (санскрит. акчамала, тибетск. тен-ва, монгол. эрикэ) — составляют одну из главных принадлежностей костюма ламаистского духовенства, играя важную роль в ламаистском ритуале. Они начали входить в употребление у буддистов со времени возникновения учения о мистических изречениях (тарпи); наибольшего распространения достигли в Японии и среди ламаистов (в Тибете, Монголии и у наших инородцев), где они имеются также и у светских лиц, употребляющих Ч., между прочим, и в обыденной жизни, для счета. Ламаистское духовенство никогда не расстается с Ч., ведя по ним счет прочитанных молитв и заклинаний (особенно известного ом-мани-пад-мэ-хум). При богослужениях ламы обыкновенно кладут Ч.перед собой, снимая их с руки. Ч. состоят из 108 одинаковых шариков, разделяемых иногда (например, в Монголии) на 9 отделений шариками другого цвета или большей величины. Шарики выделываются из разного материала: у богатых лиц бывают из золота, драгоценных камней или жемчуга.
Подробное описание Ч. и их употребления см. Waddell, "Buddhism in Tibet or Lamaism" (стр. 202-210, 150-151).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907