Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - цумбуш каспар-клеменс скульптор
Цумбуш каспар-клеменс скульптор
(Zumhusch) — немецкий скульптор, род. в 1830 г. в Герцеброке, в Вестфалии, рано выказал способность свою к ваянию и учился ему в 1843 — 53 гг. в Мюнхене, у Гальбига. Любитель искусства, Г. Эггерсдорф, для которого молодой художник исполнил его портретный бюст и копию с "Флоры" Кановы, дал ему средства отправиться в Рим и усовершенствоваться там под руководством И.-M. Вагнера. Возвратившись в Мюнхен в 1860 г., Ц. участвовал в изготовлении новых алтарей для тамошней церкви Богородицы (Frauenkirche) и представил на конкурс по сооружению в Мюнхене национального памятника баварскому королю Максимилиану II свой эскиз. Ц. получил первую премию и поручение выполнить самый памятник. Работая над этим монументом, состоящим из пяти колоссальных бронзовых фигур (освящен в 1875 г.), Ц. имел время исполнить для короля Людвига II несколько мраморных статуэток, изображающих главные действующие лица Вагнеровских музыкальных драм, много портретных бюстов разных знаменитостей, колоссальную статую гр. Румфорда, воздвигнутую на Максимилиановской улице в Мюнхене, надгробный памятник принца Августа прусского в парке замка Бельвю, близ Берлина, гробницу бар. Фраунгофера в Мюнхене, надмогильный памятник семейства Зегера, там же, и "Памятник побед" в Аугсбурге (открытый в 1877 г.). Будучи в 1877 г. приглашен в Вену на должность профессора в тамошней Академии и сделавшись потом ее ректором, Ц., помимо своей преподавательской деятельности, с прежним, если не с большим еще усердием предавался собственному художественному труду. Он украсил австрийскую столицу великолепными памятниками Бетховена (откр. в 1880 г.), Марии-Терезии (откр.
в 1889 г.) и фельдмаршала гр. Радецкого (откр. в 1892 г.), изваял статую имп. Франца-Иосифа для нового здания Венского университета (1894), исполнил колоссальную фигуру германск. имп. Вильгельма I для монумента этого государя на горе Виттикинда, в Вестфалии (откр. в 1896 г.), и др. Отличительные черты таланта Ц., благородство и обдуманность замысла, мастерское владение техникою и необыкновенное понимание требований монументальности, дают этому художнику право считаться одним из замечательнейших скульпторов новейшего времени.Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.