Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - дамаскин епископ
Дамаскин епископ
(в мире Димитрий Семенов Руднев, 1737-1795) — ученый епископ; в 1761 г. по окончании курса в Моск. славяно-греко-латинской акд. определен был учителем риторики и греч. яз. в Крутицкую семинарию, которою и управлял по 1765 г. В 1766 г. он вызвался быть инспектором при семинаристах, которые отправлялись в Геттингенский унив., и вместе с ними слушал там лекции. Д. до некоторой степени усвоил себе общий дух и направление Геттингенского унив. и отличался независимостью в суждениях о предметах, касающихся церкви и духовенства. Во время пребывания в Геттингене Д. перевел на нем. яз. древнейщую часть Несторовой летописи (напечатано во 2-й части кн. Гаттерера: "Einleitung in die synchronistische Universalhistorie", 1773). В 1773 г. Д. возвратился в Петербург и после экзамена в акад. наук получил звание профессора словесных наук и церковной истории. В 1775 г. назначен был проф. философии в Славяно-греко-латинскую акд. По вступлении в монашество он был ректором акд. (с 1778 г.) и архимандритом Богоявленского монастыря. В акд. Д. ввел публичные толкования св. Писания, особенно же заботился об академической библиотеке. В 1782 г. Д. рукоположен был во епископа севского, викария московского, с 1783 по 1794 г. управлял нижегородскою епархией, откуда по болезни уволен был в моск. Покровский монастырь, где и скончался. В Нижнем Новгороде Д. заботился об обращении иноверцев, расширил круг семинарского преподавания, ввел ученые диспуты, устроил библиотеку и при содействии семинаристов и духовных лиц составил для Екатерины II Словарь наречий разных инородцев своей епархии. Д. славился как проповедник и в своих поучениях (нап. в М. в 1776-92 гг.) нередко затрагивал общественные вопросы; между прочим, он высказывал мысль, что спасение общества заключается в просвещении разума и в развитии нравственного чувства и что для водворения в общественной жизни начал истины и добра необходимо, чтобы представители власти отрешились от взгляда на невежество масс как на лучшее средство управлять ими. Издание соч. Ломоносова, сделанное Д. (М., 1778), по научности приемов превосходит как прежние, так и последующие издания, кроме новейшего — М. И. Сухомлинова. Библиографический труд Д. "Библиотека Российская, или Сведения о всех книгах в России с начала типографии в свет вышедших" напеч. в "Памятниках древней письменности" (СПб. 1881). Соч. это обнимает время с 1518 по 1785 г. и весьма важно для русской библиографии, особенно XVII и XVIII в., как по указанию книг, хранившихся в то время в библиотеках синодальной, типографской и др., так и по ученым замечаниям автора. Перечню книг предпослана общая характеристика русск.
литературы и образованности. Историю литературы или письменности Д. сливает с историей просвещения и делит ее на 3 периода: первый — от Владимира св. до Иоанна Грозного; второй — от начала книгопечатания до введения гражданского шрифта, или от Иоанна Грозного до Петра Великого, и третий — от введения гражд. шрифта. Свое замечательное обозрение русск.
литературы Д. доводит до XVI ст.; живыми и смелыми красками рисует он умственное состояние тогдашней России и степень участия духовенства в просвещении рус. общества и народа. Д. издал еще трактат Феофана Прокоповича об исхождении св. Духа (Гота, 1772), к которому приложил много ценных примечаний, указатель литературы вопроса и краткую биографию Феофана, неизвестного автора, которая до сих пор служит одним из источников сведений о Феофане и известна в нашей литературе под именем готской биографии Феофана. Наконец Д. издал сочинения митроп. Платона (Москва, 1779) "Orthodoxa Doctrina seu Compendium Theologiae Christianae" (СПб. 1774 — это лат. перевод соч. Платона: "Православное учение или сокращенное Богословие") и "О полезном чтении с юношеством древних классических писателей" (СПб. 1774; М. 1787 — пер. с нем.). См. о нем М. И. Сухомлинова, "История российской акд." (ч. I, СПб. 1874).Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.