Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - давид царь израильский
Давид царь израильский
Одним из результатов этих походов и войн было обогащение столицы и всей страны. Столица украсилась великолепными дворцами, и Д. предполагал даже построить великолепный храм Иегове. Однако он не удержался от искушений восточной расслабляющей роскоши и на вершине своего благосостояния совершил тяжкий грех. Незаконная связь с женой доблестного воина Урии, Вирсавией (см.), повлекла за собою целый ряд зол, омрачивших последние годы царствования Д. Он далеко не отличался умеренностыо и, вопреки по становлению Моисеева закона, запрещавшего царю "умножать себе жен" (Второзак. XVII, 17), еще в Хевроне имел семь жен и десять наложниц, а затем увеличил это число еще несколькими женами, к которым прибавилась и красавица Вирсавия. Многочисленное поколение сыновей от этих жен сделалось источником всевозможных преступлений и смут. Наибольшею известностью пользовались три его сына: старший, Амнон, третий, Авессалом, и четвертый, Адония. Они соперничали между собою, и это соперничество завершилось смертью Амнона, которого убил Авессалом в отмщение за бесчестие, нанесенное его кровной сестре Фамари. Сам Авессалом поднял восстание и хотел овладеть престолом. Восстание это не удалось, и он погиб трагическою смертью. Последние годы царствования Д. были омрачены еще страшной моровой язвой, посетившей Иерусалим. Д. остаток своей жизни посвятил главным образом собиранию материалов и подготовительным работам для построения храма. Он успел собрать для этой цели громадные богатства, 100 тыс. талантов золота и млн. талантов серебра (1 тал. зол. = 125000 руб.; 1 тал. сер. = 2400 руб. зол.). Со всей страны были собраны искусные рабочие и камнетесы; наготовлено было железа и меди без весу и кедровых брусьев без счету. Само построение храма Д. предоставил своему преемнику, сыну Вирсавии — Соломону.
В лице Д. национальный гений израильского народа нашел всестороннее выражение. В своих религиозно-нравственных песнях и псалмах (см.) он вдохновенно выражал чувство веры и упования на Бога, благодарности и славословия, радости и скорби, ликования и отчаяния. По силе и нежности выражения, равно как и по возвышенности и пламенности религиозного чувства, они не имеют ничего себе подобного не только в светской поэзии других народов, но и в книгах Ветхого Завета. Жизнь царя Д. излагается в библейских кн. (1 Царств с XVI гл. по 2 Цар. XII гл., а также и в 1 Паралип., XI-XVII). Ср. монографии о Д. Чандлера, Круммахера, Вейсса и в новое время J. Deane, "David, his Life and Times". В русской литературе ему посвящена значительная часть исследования проф. Я. Богородского: "Еврейские цари" (напечат. в "Православном собеседнике").
А. Лопухина
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907