Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - иерусалим
Иерусалим
Окрестности И. и их достопримечательности. Влево от русских построек дорога ведет, мимо Дамасских и Иродовых ворот, по крутому каменистому спуску, к Кедронскому потоку, в долину, назыв. Иосафатовой. Справа Здесь виднеется водоем, некоторыми отожествляемый с евангельской Вифездой (см. соотв. статью). По ту сторону Кедронского потока идущая в гору дорога ведет к пещере или храму Богоматери, извне напоминающему прислоненный к гребню горы погреб, с большими двухстворчатыми железными дверями в готических арках; стены пещеры, сложенные из массивных камней, заросли мхом. Широкая мраморная лестница в 50 ступеней ведет вглубь одетой мрамором пещеры, только внизу, освещенной множеством лампад. На глубине 20 ступеней площадка, с двумя престолами над могилами родителей Пресв. Девы, св. Иоакима и Анны, и с одним престолом Иосифа Обручника. Еще ниже храм с полукруглыми сводами, в восточн. стороне которого возвышается Кубуклия, около 1 саж. в квадрате, из цельной природной скалы, отделенной от окружающих скал; мрамором одето только то место, которое служило гробницей Богоматери. При совершении литургии, гробница служит престолом, а жертвенник, вне Кубуклии, прислонен у входных южн. дверей. На самой гробнице литургию вправе совершать только православные и католики; копты и сирийцы имеют свои небольшие приделы. Католики совершают литургию и на престолах св. Иоакима и Анны. Построенный св. Еленой одновременно с храмом Св. Гроба Господня, разрушенный и затем восстановленный в 1161 г., храм гробницы Богоматери сохранился в целости до наших дней, благодаря почитанию магометанами Пресвятой Девы. Влево от гробницы Богоматери находится небольшая пещера, принадлежащая католикам и называемая "Пещера моления о чаше". Вблизи Гефсиманский сад (см. Гефсимания), у подошвы Илионской горы; он обнесен каменной стеной и принадлежит католикам. Предмет всеобщего почитания — 8 огромных масличных дерев, с многовековыми стволами. Полагают, что они сохранились со времен Спасителя. Внутри сада, кругом по ограде, несколько небольших часовен, с рельефными изображениями страданий Иисуса Христа. Отсюда дорога идет на гору Илионскую, или Масличную (см.), самую высокую из гор, окружающих И. Она состоит из трех вершин: южн. — гора Соблазна, сев. — гора Малой Галилеи и вост. (высшая точка Илиона) — гора Вознесения. Отсюда виден И. и его окрестности на огромном пространстве, начиная от горы Искушения до Мертвого моря включительно. По дороге от Гефсиманского сада к вершине Илионской горы, на одном из ее склонов, недавно сооружен православный храм, во имя равноапостольной Марии Магдалины, в память императрицы Марии Александровны. Здесь же, близ храма, Императорское православное палестинское общество выстроило 2 домика для русских паломников, в память вел. кн. Александры Георгиевны и вел. кн. Константина Николаевича. От храма дорога ведет к вершине Вознесения, на которой построены несколько арабских лачужек и мечеть (часовня Вознесения). Внутри мечети небольшой камень, с отпечатком человеческой ступни; по преданию, Спаситель вознесся с этого камня на небо. Мечеть находится на месте бывшего христианского храма, построенного св. Еленою и разрушенного персами, дважды возобновленного и окончательно разрушенного в 1517 г. султаном Селимом. Мусульмане не только дозволяют иноверцам осматривать мечеть, но, с их разрешения, ежегодно в день Вознесения совершается христианское богослужение, для чего устроено два каменных престола. На том самом месте, где находится мечеть, остановился, по преданию, Христос в день торжественного въезда своего в И., и рыдая, изрек окружавшему Его народу грозное пророчество о граде (Ев. Луки, 19). Вблизи католический м-рь кармелиток и католическая капелла, с галереей вокруг того места, на котором Спаситель научил апостолов молитве Господней. Внутри галереи, на боковых ее стенах, 33 мраморных доски, на которых золотыми буквами написана молитва Господня на 33 различных языках (в том числе и на русском, но с грубыми ошибками). В подземелье, под двором монастыря, католический алтарь, посвященный памяти 12 апостолов. По преданию, ученики Христа, по вознесении его на небо, пребывали некоторое время в этой пещере и здесь составили символ веры. От монастыря кармелиток каменистая дорога круто поднимается к вершине Вознесения. Здесь воздвигнут небольшой православный храм, в византийском стиле, во имя Христа Спасителя. С высоты колокольни, построенной близ храма, видны одновременно два моря, Средиземное и Мертвое. Позади колокольни — дом для отдохновения молящихся. В одной из его комнат собраны обломки древних гробниц, части карнизов, колонок и орнаментов, найденных в земле при закладке фундамента церкви. Внизу усыпальница, где видны б гробов, высеченных в скале; на верхн. досках гробов вырезаны кресты и надписи, что здесь покоятся тела армянских царей. Здесь же часть древнего мозаич. пола VI в., с изображениями рыб и птиц; под этим полом были открыты цистерны в несколько аршин глубиной. У подножия Елеонской горы вьется почти всегда сухое ложе Кедронского потока, на берегу которого, на откосе горы Мориа, магометанское кладбище; на откосах подножия Елеонской горы много еврейских могил. Эта местность, наз. Иосафатовой долиною (долина смерти), вся усеяна еврейскими надгробными памятниками; один из них, большое 4-угольное здание с заостренною крышей — могила Авессалома, сына Давида. Богатые евреи приезжают сюда из Европы доживать свой век и считают величайшим счастьем быть погребенными в этой долине. К ЮЗ отсюда, несколько в гору, находится Силоамская купель. Резервуар, длиною 8 с., шир. 3 с. н глубиною 3 саж., соединяется с близлежащим Силоамским источником, откуда и наполняется водой. На этом месте Спаситель исцелил слепорожденного. Отсюда дорога ведет на Сион, мимо Сионских ворот. На месте дома, где происходила Тайная Вечеря, прежде находилась христианская церковь, превращенная мусульманами в мечеть. В последней находятся, говорят, гробницы Давида и Соломона, но видеть саркофаги редко кому удается. Вблизи русское кладбище, где хоронят паломников, и Гинонская долина, отделяющая Сион от горы Злого Совещания, по преданию, находился дом Каиафы. В 9 вер. от И. лежит Вифлеем. Дорога туда, перевалив через хребет, спускается в долину Рафаим, служившую некогда театром военных столкновений между иудеями и филистимлянами; по дороге встречаются развалины и башни, из которых одна наз. башней Вениамина; дальше монастырь св. пророка Ильи, сооруж. в VI ст. по Р. Хр. и возобновленный в 1860 г. Миновав его, дорога спускается в равнину, наз. Гороховым полем. По преданию, Божия Матерь, проходя однажды этим путем, увидела человека, засевавшего поле горохом, и спросила его: "Что он сеет"? — "Камни", — отвечал насмешливо сеятель. Горох мгновенно окаменел, и все поле покрылось мелкими кругловатыми камешками; их собирают паломники. Далее по дороге гробница Рахили, памятник над ее могилой, в виде небольшой мечети с куполом, окружен маслинами и находится под охраной еврейск. иерусалимского общества. О Вифлееме — см. соотв. статью. На З от И., в 3 часах пути, находится "Горняя", или "Горний град Иудов": здесь жили Захария и Елисавета, родители Иоанна Предтечи. В Горнем Граде православный храм во имя Казанской Божией Матери, монастырский женский приют и дом для русских богомольцев, а также католические монастырь и церковь, из которой спуск в выложенную мрамором пещеру, где, под престолом, круг с надписью на латинском яз.: "Здесь родился Предтеча Господень". Жители Горняго Града — арабы, большей частью крещеные в православную веру, По новому штату 1890 г., русская иерусалимская духовная миссия состоит из начальника, старш. иеромонаха, 4 иеромонахов, протодиакона, иеродиакона, 4 монахов, 6 послушников, регента, 8 певчих, 2 пономарей, 2 звонарей и 1 драгомана. На содержание церквей, приютов и дома миссии, найма прислуги и др. расходов, назначено 7900 р. в год. Имений, преклоненных в России Св. Гробу, числится: в Бессарабской губ. 73959 дес. и в Кутаисской губ. 16929 дес. Паломников ежегодно прибывает в И. до 8000, в том числе ок. 4000 русских.
Ср. "История св. града И. от времен Апостольских и до наших" (СПб., 1044); "Путешествие игумена Даниила по Святой Земле в начале XII в." (изд. археогр. комм., под ред. А. С. Норова); "Путь к Синаю", А. В. Елисеева; "Странствование", В. Григоровича-Барского; Chateaubriand, "Itinéraire de Paris à Jerusalem" (1811); Fergusson, "Essay on the ancient topography of Jérusalem" (1847); Baedeker, "Palestma u. Syrien" (1891, 3 изд.); Б. Мансуров, "Православные поклонники в Палестине" (1858); "Путешествие ко св. местам в 1830 г." (1832); "Путешествие по св. земле в 1835 г.", А. С. Норова; "Путеводитель в св. град И. ко гробу Господню и прочим св. местам Востока, и на Синай", паломника-святогорца И. А. (1885); "Неделя в Палестине", В. Н. Хитрово (2 изд.); "Спутник православного поклонника в св. землю", протоиерея В. Я. Михайловского (вып. 2-й); "Воспоминание о поездке в Константинополь, Каир и И. в 1887 г.", А. Коптева; "Путешествие в Египет и Палестину", Е. Картавцева; "Раскопки на русском месте близ храма Воскресения в Г.", архим. Антонина (1883); Гейки, "Святая земля и Библия" (вып. 5—7); "Православие в св. земле", В. Н. Хитрово; "Сообщения и отчеты Ими. правосл. палестин. общ." (1882—1894). О патриаршей библ. И. см. Пападопуло-Керамевс.
Л. Вейнберг.
История. Древнейшие дошедшие до нас известия о И. заключаются в письменах, недавно найденных в Эль-Амарне, в среднем Египте, и содержащих в себе, между прочим, письма царя Урсалимму к егип. царю Аменофису III (XIV—XV в. до Р. Хр.): И. указывается здесь как резиденция царька, состоявшего под властью Египта. В Библии И. впервые упоминается, под именем Салима, в книге Бытия (XIV, 18), где Мельхиседек называется царем салимским. Имя И. в первый раз встречается в книге Иисуса Навина (X, 1): во главе царей ханаанских, соединившихся против Иисуса Навина, значится Адониседек, царь иерусалимский. При разделе земли Обетованной И. достался колену Вениаминову, но постоянно находился во владении колена Иудина. Окончательно завоеван он был лишь Давидом, который, победив Йевусеев (см. Йевусей), завладел их крепостью. Сионом и стал жить в ней, назвав ее городом Давидовым, а вскоре перенес туда и ковчег завета. В сравнении с нынешним И., город в древнейшее время лежал несколько далее к Ю и занимал значительно меньшее пространство. Он состоял из двух частей — из города в собственном смысле и горной цитадели Сиона. Незащищенная часть И. была расположена по довольно широкому холму, высотой в 768 м, который с СВ примыкает к плоскогорью водораздела, со всех же других сторон окружен долинами, а Сион лежал к В от города, на узком, низком (ныне 690 м), но малодоступном холме. Господствуя над единственным невысыхающим ручьем И., Гионом, и над входом его в Кедронскую долину, Сион представлял собой ключ ко всей местности. Укрепления как Сиона, так и города И., начатые Давидом, были закончены Соломоном, который занял на вост. стороне, к С от Сиона, еще третий холм, построив на нем дворец, государственные здания и храм Иеговы. На этот третий холм (ныне выс. в 744 м) распространяется, в книгах пророков и в псалмах, имя Сиона. Постройки, появившиеся к С от древней Соломоновой стены, на единственной стороне, в которую город мог расширяться, Езекия окружил новой, так назыв. "второю" стеною.
Когда Езекии удалось предотвратить завоевание И. ассирийским царем Сеннахиримом (701 до Р. Хр.), это подняло значение И., как священного, недоступного для язычников жилища Иеговы, и содействовало тому, что при религиозных реформах царя Иосии храм иерусалимский признан был единственным настоящим святилищем Иеговы во всем царстве Иудейском. В 597 г. до Р. Хр. И. был взят вавилонским царем Навуходоносором. Новая осада, начавшаяся в 588 г., окончилась через 1 1/2 года полным разрушением города, в 586 г. И. вновь стал заселяться в 537 г., когда евреи вернулись из вавилонского плена. Зоровавель (см.) возобновил храм, но царский дворец и правительственные здания не были восстановлены. В 444 г. Неемия (см.), вновь окружил город стеной, придерживаясь вообще направления древней городской стены, а на С — стены Езекии; он же выстроил замок Бира, для защиты храма, к С от него, близ городской стены. О дальнейших судьбах И. под персидским владычеством почти ничего не известно. Посещение И. Александром Македонским в 332 г. не представляется невероятным, но во всяком случае рассказ об этом событии Иосифа Флавия сильно изукрашен. После этого И. находился попеременно под владычеством то Птолемеев, царей египетских, то Селевкидов, властителей Сирии, но в 198 г. до Р. Хр. надолго подпал власти последних. В 170 и 168 гг. Антиох IV и Епифан явился в И. с большим войском, приказал срыть стены, большой жертвенник перед храмом обратить в языческий алтарь и приносить на нем жертвы Зевсу Олимпийскому, древний же город Давидов превратил в сильную крепость и занял сирийским гарнизоном. Но уже в 160 г. Иуда Маккавей вновь овладел И., очистил храм от идолослужения и укрепил холм, на котором храм находился. Симон Маккавей овладел в 142 г. и крепостью сирийцев. Иоанн Гиркан I превратил замок Бира, или Барис, в свой дворец; в верхней части города существовал еще дворец Маккавеев. В 63 г. Помпей занял холм с храмом и подчинил И. римскому владычеству. При Ироде Великом И. снова пришел в цветущее состояние и украсился великолепными зданиями (театр, амфитеатр, может быть и ипподром). В то время И. распадался на верхний город (юго-зап. холм, древнейший И.), нижний город, или Акру (юго-вост. холм, некогда Сион, или город Давидов), храмовый квартал и предместье, к З от храма и к С от верхнего города. В сев.-зап. углу верхнего города Ирод выстроил великолепный дворец, наружные стены и башни которого отчасти сливались с городской стеной. С особым великолепием возобновил он храм, соединив его с западными частями города многочисленными мостами. Перестройка эта началась в 20—19 г. до Р. Хр., но была закончена лишь в 62—64 г. по Р. Хр. При Архелае возник на С тогдашнего города новый квартал, названный потом новым городом (καινή πόλις — Кенополис). Агриппа I приступил к укреплению города стеной ("третья" стена И.), но предприятие это доведено было до конца лишь в начале иудейского восстания, в 66 г. по Р. Хр. В эпоху Иродов И., по словам Иосифа Флавия, имел свыше 200000 жит., при окружности в 33 стадии (6,3 км). Во время Иисуса Христа к величайшим достопримечательностям И. и окрестностей его принадлежали: 1) дом судей, или претория (Ев. от Иоан. XVIII, 28), служившая жилищем рим. наместника в И., некогда дворец Ирода, к Ю от нынешней цитадели, и 2) находившийся перед преторией Лифостротон (т. е. каменный помост, Ев. от Иоанна, XIX, 13), по-еврейски Гаввафа, откуда Спаситель начал свой крестный путь. В 70 г. по Р. Хр. И. взят был Титом и разрушен до основания; оставлены были только три башни Иродова дворца и часть городской стены, чтобы десятый легион мог там устроить укрепленный лагерь. В 130 р. имп. Адриан, в бытность свою в Сирии, задумал восстановить И. в качестве языческого города и этим вызвал последнее отчаянное восстание евреев против римлян. По подавлении этого восстания, И., под именем Aelia Capitolina, обращен был в рим. колонию; евреям, под страхом смертной казни, запрещен был вход в И., а на месте иудейск. святилища воздвигнут был храм Юпитеру Капитолийскому, со статуей Адриана.
Константин Великий в 326—335 гг. воздвиг на местах распятия и воскресения Спасителя великолепную базилику; И., который, по-видимому, и раньше населен был главным образом христианами, официально признан был христианским городом. Он оставался под властью визант. императоров до 614 г., когда завоеван был персид. царем Хозроем II. По миру 628 г. император Гераклий вновь приобрел И., но уже в 637 г. халиф Омар подчинил его власти мусульман. И. получил араб. имя эль-Кудс (святилище) или Бэт-эль-Макадис (место святилища), но араб. писатели употребляют и название Aelia, в форме Илия (Ilija). В 969 г. Аббассиды должны были уступить И. египетск. Фатимидам, а у этих последних он был в 1077 г. отнят Ортокидами, ветвью Сельджуков, которые стали подвергать христианских пилигримов жестоким преследованиям, чем и вызвали крестовые походы. После того, как Фатимиды, в 1098 г., вновь овладели И., он 15 июля 1099 г. завоеван был франц. крестоносцами, под предводительством Готфрида Бульонского (см. соотв. статью), и снова сделался столицей независимого государства, которое, при брате и преемнике Готфрида, Балдуине I, под именем Иерусалимского королевства на короткое время достигло, в середине XII стол., высокой степени процветания. После Балдуина I (1100—1118) в королевстве этом последовательно царствовали: его двоюродный брат Балдуин II (1118—1131), дочь последнего Мелизенда со своим мужем Фулько Анжуйским (1131—1143), их сын Балдуин III (1143—1162), брат последнего Амальрих (1162—1173), сын его Балдуин IV († 1183), племянник последнего Балдуин V и наконец узурпатор Гвидо де Лузиньян, при котором И., в 1187 г., вновь отнят был от христиан египетским султаном Саладином (см. Балдуин и Гвидо). Генрих Шампанский, которому Гвидо в 1193 г. передал кипрскую корону, а также преемники его, Амальрих II и Иоанн Бриеннский, не могли осуществить своих притязаний на И. Это в 1229 г. удалось импер. Фридриху II, который, посредством брака, приобрел право на иерусалимскую корону., но уже в 1244 г. И. вновь овладели мусульмане, и корона иерусалимская осталась лишь почетной регалией некоторых европейских династий. В 1382 г. И. отнят был у Эйюбидов (из рода Саладина) египетскими мамелюками, а в 1517 г. им овладел халиф османов Селим I. С тех пор И. остается под владычеством Порты, за исключением лишь небольшого промежутка времени с 1833 до 1840 г., когда он находился во власти египетского вице-короля Мегмет-Али. Под турецким владычеством исчезли последние остатки средневекового блеска И. Некоторое возрождение города замечается в текущем столетии, когда в И., с 1820-х гг., появились протестантские миссионеры (германские, английские, американские) и европейские консулы (англ. с 1839 г., прусск. с 1842 г., русский с 1858 г.; еще в 1839 г. К. М. Базили, живший, главным образом, в Бейруте, назначен был консулом в Сирию и Палестину). Русская миссия основана была в И. в 1858 г.; первым ее настоятелем был известный еписк. Порфирий (Успенский). В истории внутренней жизни И. за новейшее время виднейшее место занимают споры из-за святых мест (см.).
Литература: С. Пономарев, "И. и Палестина в русск. литературе, науке, живописи и переводах" (СПб., 1877); de Saulcy, "Les derniers jours de Jérusalem" (Пар., 1864; русск. перевод К. Л. Кустодиева, Будапешт, 1874); Ренан, "Разорение И.", перев. П. Надеждина (М., 1886 — отрывок из его "Origines du Christianisme"); Ю. Виппер, "И. и его окрестности времен Иисуса Христа" (2 изд., M., 1886); von Sybel, "Ueber das Königreichs Jerusalem" ("Zeitschrift fur Geschichtswissenschaft", т. III, Берл., 1845); Tobler, "Denkblätter aus Jerusalem" (2 изд., Сан-Галлен, 1856); Guérin, "Jérusalem" (Пар., 1889); "Regesta regni Hierosolymitiani 1097—1291", изд. Röhricht'ом (Инсбр., 1893). См. также в издании А. Суворина "Палестина".
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907