Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - де ветте
Де ветте
(De Wette) — известный немецкий богослов (1780—1849), основатель так называемой в библейской критике мифической школы. В Йенском университете слушал, между прочим, лекции Грисбаха и Паулуса, из которых последний уже успел тогда прославиться попытками рационалистического объяснения библейских чудес. Эти попытки, однако, не удовлетворили Д., он занялся исключительно литературной критикой различных книг Св. Писания. В 1805 г. он издал диссертацию о "Второзаконии", утверждая, что оно не принадлежит автору других частей Пятикнижия. Ту же мысль, но полнее и обстоятельнее, он развил в изданном в следующем году "Введении в Ветхий Завет", которое смелостью своей критики произвело громадное впечатление. Д. высказывает здесь мнение, сделавшееся основным принципом последующей библейской критики, — именно, что для удостоверения в подлинности священных книг недостаточно одних внешних свидетельств предания, а необходима критика, основывающаяся на самом их содержании. Исходя из этого принципа, он пришел к отрицанию Моисеева происхождения "Пятикнижия", взятого в целом. Оно составляет, в его глазах, национальную эпопею еврейского народа и состоит из отрывков, соединенных в один сборник в различные времена и различными авторами. Так, по его мнению, автор, издавший книгу "Левит", жил позже того, который издал книгу "Исход", а отрывки, составившие книгу "Чисел", были собраны еще позже. Самой поздней частью "Пятикнижия" Д. считает "Второзаконие", изданное уже незадолго до плена вавилонского, в царствование царя иудейского Иосии. Наиболее древние фрагменты "Пятикнижия", по мнению Д., восходят не далее эпохи царя Давида. В 1807 г. Д. был назначен профессором богословия в Гейдельберге. Там он издал свой комментарий на Псалмы, в котором отрицал подлинность многих приписываемых Давиду псалмов и так наз. Мессианские псалмы объяснял соотношением с современными им событиями. В 1810 г. Д. приглашен был в новооткрытый тогда Берлинский университет, где встртился с Шлейермахером. Религия чувства, которую проповедовал последний, нашла горячее сочувствие в Д., который оставался человеком глубоко религиозным. В Берлине Д. написал лучшее свое ученое исследование — "Beiträge zur histor. Kritik. Einleitung in d. Alte Testament", выдержавшее при его жизни 7 изданий. Находя, что в священных книгах евреев, как и в национальных летописях других народов, не все может считаться исторически достоверным, он утверждал, что в них важную роль играет мифология. До сих пор не потеряло значения составлен. Д. "Lehrbuch d. hebräisch-jud. Archeologie" (1814, 4 изд. 1864). Как бы сам испугавшись смелости своих критических суждений касательно св. книг, Д. долго не решался приложить их к книгам Нового Завета и старался найти в религиозной философии опорный пункт для примирения знания и веры. С этой целью он тщательно изучал Гегеля. Но критическая тенденция взяла свое, и в 1826 г. явилось "Einleitung in d. Neue Testament", отличающееся совершенно теми же критическими приемами. Д. отрицает подлинность некоторых новозаветных книг, между прочим Евангелия от Иоанна. В изданном позже "Egsegetisches Handbuch zum Neuen Testament" он хотя и старался опровергать "Жизнь Иисуса", Штрауса, но уже окончательно стал на почву мифизма. Д. написал еще много других сочинений, в том числе два дидактических романа: "Teodor od. die Weihe des Zweiflers" и "Henr. Melchtal oder Bildung und Gemeinheit", в которых он старался в легкой форме изложить свои идеальные воззрения на религию. Последние годы своей жизни Д. был проф. в Базеле. Разлад между убеждениями критического ума и требованиями религиозного сердца выразился всего яснее в стихотворении, найденном в его бумагах после его смерти. Оно начинается словами: "Я сеял семя, но где ж теперь желтеющая нива" (Den Samen hab'ich ausgesät, doch wo ist nun die reife Ernte). Д. пользуется значительной известностью и в нашей богословской литературе, которая при всем отрицательном отношении к нему не могла не оценить его превосходной библейской археологии.
А. Л.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое де ветте
Значение слова де ветте
Что означает де ветте
Толкование слова де ветте
Определение термина де ветте
de vette это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):