Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - диалектика
Диалектика
(от греч. διαλέγεσθαι) — θскусство вести беседу. Аристотель считает Зенона, философа элейской школы, родоначальником Д. Диалектика Зенона состоит в опровержении, основанном на законе противоречия, положений, выставленных представителями других философских школ. Характер термина Д. получает лишь у Платона, хотя по существу учение Сократа о правильном образовании понятий и учение мегарских философов тожественно с платоновским. У софистов Д. выродилась в эристику (см.). У Платона Д. означает, во-первых, методически ведущийся разговор, исследующий какой-либо вопрос; во-вторых, учение об идеях (соответствует логике и теории познания). Учение об идеях назвал Д. Спевсипп, ученик Платона; он же разделил систему Платона на 3 части: Д., физику, этику. Аристотель под словом Д. подразумевает искусство нахождения оснований для доказательства своей мысли или опровержения противника; таким образом, Д. является прикладной логикой. После Аристотеля Д. смешивают весьма часто с логикой. В новой философии к термину Д. вернулся Кант. Трансцендентальной Д. у него называется вторая часть трансцендентальной логики — отдел "Критики чистого разума". Трансцендентальная Д. имеет задачей раскрытие призрачности суждений, возникающей в том случае, если чистые понятия рассудка мы относим не к одним предметам опыта, и если из идей разума, переступающих границы всякого возможного опыта, мы делаем заключения относительно мира явлений и предметов самих по себе. Шлейермахер под Д. понимает правильную беседу о предмете чистого мышления, т. е. о мышлении ради самого знания. Самое большое значение Д. получила в системе Гегеля, метод которого принято называть диалектическим (о диалектическом методе Гегеля см.). По В. Соловьеву, Д. — такое мышление, которое из общего принципа в форме понятия выводит его конкретное содержание; акт диалектического мышления заключается в переведении потенциального содержания в актуальность. В обычной речи под Д. понимают умение логически доказать свою мысль, а также искусство оспаривать истину остроумными софизмами. Диалектик, прежде учитель Д. — вообще человек, искусный в споре.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.