Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - эццелино iv да романо
Эццелино iv да романо
Фигура Э. знаменует собой тревожное, еще насильственное столкновение впервые проснувшейся в личности потребности к расширению сферы своей инициативы и самостоятельности и пробудившейся в ней жажды господства над миром — с инстинктами ее еще дикой природы, легко превращающей человека в зверя, раз он освобождается от подчинения группе и сам становится господином многих других людей. "До тех пор в средние века, — говорит Буркгарт, — завоевания или узурпации мотивировались в большинстве случаев ссылкой, хотя бы фиктивной, на реальное или фантастическое право, наследственное либо иное, или санкционировались правом войны с неверными, еретиками, отлученными от церкви. Здесь мы видим в первый раз в истории основание трона при помощи массовых убийств и бесконечных ужасов, присутствуем при первом факте сознательного, обдуманного приложения (может быть, без теоретических предпосылок) понятия о допустимости всяких средств для достижения определенно поставленной личной цели. Никто из позднейших тиранов не сравнялся с Э. по колоссальности совершенных преступлений, даже Чезаре Борджиа. Опасный пример был дан, и падение Э. не оказалось ни восстановлением справедливости для народов, ни предостережением для будущих насильников". В самом деле, злодейства Э., сделавшиеся мало-помалу для него деяниями каждого дня, превосходят всякую вероятность; даже если снять с их описаний краски преувеличения, все-таки останется картина, внушающая ужас и отвращение. Так, например, когда Э. взял Фриолу, у всех жителей, без различия пола и возраста, были выколоты глаза, отрезаны носы и отрублены ноги, и затем они были выброшены на произвол стихий. Другой раз он запер в замке и уморил голодом целую соперничавшую с ним княжескую семью. В одной Падуе он устроил восемь тюрем, в каждой из которых могло быть посажено по несколько сот человек. Помимо тех ужасающих пыток, которые там практиковались, смрадные помещения уже сами по себе причиняли заключенным невыносимые муки. Как бы усердно ни работали палачи Э. для очищения этих тюрем, они всегда переполнялись новыми жертвами его жестокости. Некоторые историки даже считают Э. одержимым помешательством человеконенавистничества и кровавой манией убийств. Это вряд ли верно: зверства Э. не похожи на порывы безумной страсти, то поднимающейся, то утоляющейся. Они были постоянной, спокойно и расчетливо применявшейся системой, диким, но рассудочно избранным орудием власти, имевшим целью истребить тех врагов, которые были под руками, и запугать остальных, чтобы подавить сопротивление. В императоре Фридрихе II мы видим прообраз просвещенного автократа нового времени, в Э. — свирепого, легендарного тирана далекой старины. Народное творчество начало работать над образом Э. тотчас же после исчезновения его с исторической сцены, слагая из него героя именно демонических сказаний (см. "Cento novelle antiche", изд. 1525 г., № 31, 84). О нем появилась целая литература, начиная с летописных рассказов очевидцев и современников (см. Scardeonius, "De urbis Patav. antiqui s " в "Thesaurus Grawii", VI, III, стр. 259) и кончая полумифической трагедией, где он является центральным действующим лицом (Alberto Mussato, "Eccerinis"). Живя в эпоху еще пылкой или слепой во многих веры, когда авторитет церкви сковывал еще страхом большинство людей, Э. отличался нечестием, доходившим до кощунства; это заставило папу Александра IV и духовенство проповедовать против него крестовый поход (1255) и побудило верующих совершить подвиги покаяния (самобичевания) для искупления страны от его грехов против Бога и церкви (1260). Рядом с этим он был глубоко суеверен и склонен к мистицизму. Он верил в астрологию и возил за собой целый штат предсказателей.
Литература. Кроме общих сочинений по истории раннего Ренессанса (Буркгардта, Симондса и др.), см. Verci, "Storia degli Ezzelini" (Венеция, 1844); С. Perino, "E. da Romano" (Венеция, 1864); С. Cant ù, "E. IV da Romano" (Милан, 1879); Brentari, "E. da Romano nella p œ sia e nella mente del popolo" (Верона, 1889); Gittermann, "E. von Romano" (Штутгарт, 1890); Mittis, "Storia d'E. IV da Romano" (1896).
Ив. Гр.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907