Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - эдесса
Эдесса
(ныне Урфа)
гор. в сев. части Месопотамии. Некогда гл. гор. Месопотамской области Осроене, Э. в VIII в. была завоевана ассириянами и получила название Ruhu (другие формы этого имени: сирийск. Urhoi, греч. Orrhoe); это имя встречается уже в клинообразных надписях. Служа средоточием доисторической цивилизации, город этот был посвящен богине Атергатис. Об этом культе свидетельствуют сохранившиеся до настоящего времени два священные пруда, в которых содержались рыбы, посвященные богине. При Селевке I, много сделавшем для возвеличения города, Э. получила свое настоящее имя, тождественное с названием одного города в Македонской области Эматии. Некоторые новейшие исследователи производят, однако, это имя от сирийского Haditha, т. е. Новгород. Другое имя, полученное городом во время диадохов, — Kallirrhoe или Orrhoe — произошло от посвященного иногда богине Атергатис, а позднее Аврааму источника или вообще от многочисленных источников, из которых образуется берущий здесь свое начало Скирт (Skirtos, Daisan). Может быть, впрочем, оно представляет просто эллинизацию сирийского Urrhoi. При Антиохе VII, по имени которого Э. называлась также и Антиохией, Ургой Бар Хевье (или Оргой Бар Гевья) — по-видимому, родом араб — основал здесь в 137 г. (или 132) до Р. Хр. Эдесское царство, называвшееся также Орроенским или Осроенским. Его потомки все носили почетное имя Абгар ("могущественный") и вследствие парфянских войн неоднократно приходили в сношения с римлянами, по большей части враждебные. Абгар Ухомо ("Черный") состоял, по преданию, в переписке с Иисусом Христом; по его просьбе Христос послал ему свой собственный "нерукотворный" образ, сделавшийся впоследствии как бы "палладием" своего рода. При нем же апостол Фома начал в Эдесском царстве проповедовать христианское учение. При императоре Траяне Лузий Квиет (Lusius Quietus) разрушил Э., жители которой оказались ненадежными союзниками римского народа, и заставил Эдесское царство платить римлянам дань. Император Адриан облегчил дань и восстановил Эдесское царство, но оно и в последующее время оставалось в зависимости от Рима. Около 216 г. после Р. Хр. город был превращен в военную римскую колонию под именем Colonia Marcia Edessenorum. В 217 г. здесь был убит император Каракалла. Император Гордиан III еще раз около 242 г. восстановил Эдесское (Осроенское) царство и поручил его новому Абгару, из потомков старой царской династии; но уже в 244 г. царство снова перешло в непосредственную зависимость от римлян. В 260 г. город осаждали персы под предводительством Сапора I; император Валериан был ими разбит перед воротами города. После распадения монархии, при котором Э. отошла к Восточной Римской империи, усиливается все более и более значение этого города в истории христианской церкви. Более 300 монастырей насчитывается в пределах ее стен; она служит постоянным местом пребывания отца церкви Ефрема Сирина и школы его последователей. Во время арианских, монофизитских и несторианских неурядиц в христианском мире Э. играла немаловажную роль. При импер. Юстине I (518—527) город был разрушен землетрясением, но в скором времени возобновлен и получил новое имя — Юстинополя. Сасанид Хозрой Нуширван осаждал Э. безуспешно. Переход Э. в 641 г. под власть арабских халифов положил конец процветанию здесь христианства, а во время последовавших затем внутренних и внешних войн совсем угасла всемирная слава Э. В 1031 г. византийским императорам удалось завладеть городом, но в течение того же столетия он еще несколько раз менял своих повелителей. В 1040 г. его заняли сельджуки; затем его еще раз отвоевали византийцы, но посланный ими наместник объявил себя независимым. Много он потерпел от соседних турок, в особенности от эмира Балдука. Во время первого крестового похода брат Готфрида Бульонского, граф Балдуин, легко овладел городом (1098) при содействии его жителей и сделал его главным городом своего Эдесского графства. Более полустолетия просуществовало Эдесское графство под властью различных франкских князей как передовой оплот Иерусалимского королевства против турок. В непрерывных войнах с мусульманами франки держались стойко и храбро, но, наконец, при склонном к удовольствиям графе Иосцелине II повелителю Мосула Имадеддину Ценги удалось в 1144 г. взять приступом и город, и его крепость. Снова здесь воцарился ислам, и все христианские храмы были обращены в мечети. Попытка жителей Э. в 1146 г. стряхнуть с себя мусульманское иго окончилась гибелью города: они были разбиты преемником Ценги, Нур-ед-дином, оставшиеся в живых обращены в рабство, а самый город разрушен. Судьба его с этого времени полна превратностей: им овладевали то султаны египетские и сирийские, то монголы (город разрушен Тимуром в 1391 г.), то туркмены и персы, пока, наконец, не завоевали его в 1637 г. турки, под властью которых он стал подниматься из развалин и достиг до некоторой степени цветущего состояния. От древнего города уцелели чуть не одни только городские стены да стены вокруг цитадели. В настоящее время Э. под именем Урфы (Urfa) или Руги (Ruha) — довольно значительный город Азиатской Турции, с населением приблизительно в 30—40 тыс. чел. Хотя в Э. насчитывается до 75 % христиан и только 25 % мусульман, но господствующий язык — турецкий. Два миссионерских заведения, одна американская школа. Развалины старой крепости с колоссальными колоннами доримского времени (по преданию, здесь был дворец библейского Немврода) и катакомбами в скалах. Другая достопримечательность, которую на Востоке считают местом пребывания Авраама — посвященная этому патриарху мечеть с прудом, наполненным священными рыбами. Промышленность в современной Э.-Урфе развита не особенно широко: вырабатываются, главным образом, шерстяные ткани, золотые изделия, сафьян и сафьяновые изделия. Оживленная торговля, преимущественно английскими мануфактурными товарами (из Алеппо) и пшеницей. Ср. Sachau, "Reise in Syrien und Mesopotamien" (Лпц., 1883); Gutschmid, "Untersuchungen über die Geschichte des Königreicns Osroene" (в "Mémoires de l'Académie imperiale", СПб., 1887); Duval, "Histoire politique, religieuse et littéraire d'Edesse jusqu'a la première croisade" (П., 1892).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907