Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - эконом церковная должность

Эконом церковная должность

(οίκονόμος). — Греческое слово "эконом" означало домоправителя, который заведует хозяйством и имуществом. В начале христианства, когда церковное имущество обыкновенно составлялось из одних добровольных приношений верующих, распоряжение этим имуществом относилось к непосредственным обязанностям самого епископа. 38-е апостольское правило говорит: "епископ да имеет попечение о всех церковных вещах и оными да распоряжает, яко Богу назирающу". "Повелеваем епископу, — говорит 41-е апостольское правило, — имети власть над церковным имением". Главными помощниками епископа и исполнителями его распоряжений в этом отношении были диаконы, которые при учреждении их должности были назначены служить при трапезах и пещись о людях бедных и нуждающихся (Деян.

Апост. VI, 6; Апост. Постан., кн. II, гл. 28). С течением времени, особенно с IV в., когда христианство сделалось господствующим вероисповеданием в империи, церковь не только снова получила отнятые у нее во время гонений имущества, но и приобрела новые богатства, как в движимых, так и в недвижимых имуществах. Для заведования и управления всем этим у епископа при сложности его пастырского труда не могло быть времени: необходимы были особо назначенные для того ответственные лица. Такими лицами и были экономы. Когда именно и где в первый раз явилась эта должность — определить невозможно. На основании некоторых указаний с вероятностью можно полагать, что IV век и особенно его середина были временем, когда повсюду стала входить в практику должность Э. Соборы Анкирский (315 г.) и Антиохийский (341 г.), рассуждая об управлении имуществом церкви, оставляют его в непосредственном распоряжении епископа, под контролем местного клира, но не упоминают об экономах. Между тем Феофил Александрийский, живший в конце IV и начале V вв. (385—412), в одном из своих правил (10) намечает даже самый порядок избрания Э. и, следовательно, предполагает эту должность уже существующею. Собор Халкидонский в 25 правиле говорит о должности Э. как вполне известной, а в 26 правиле признает незаконным, что в некоторых местах епископы управляют церковным имуществом без Э., и старается исправить это упущение, установляя, чтобы при каждой церкви, имеющей епископа, был особый Э.

В константинопольской церкви должность Э. представляется вполне сформировавшеюся уже во времена Третьего Вселенского собора (431 г.), который, извещая константинопольскую церковь о низложении Нестория, адресовал свое послание на имя ее клириков и экономов. Одинаковы с общими занятиями экономов были и обязанности великого Э. константинопольской церкви. Со времени образования патриаршего двора великий Э. занял первое место в первой пентаде. Он был главным управителем всех имуществ Софийского храма и Константинопольской патриархии и распорядителем получаемых с них доходов. Он заботился как о сохранении имений, так и об умножении с них доходов, имел за всем этим надзор, производил установленные расходы. Имея помощников для различных отраслей управления, великий Э. являлся ответственным перед патриархом и представлял ему каждогодно один или несколько отчетов. Если бы Э. не успел представить надлежащий отчет, а после его смерти оказался бы недостаток в церковном имуществе, наследники умершего обязывались возместить недостающее. Когда патриаршая кафедра оставалась вакантной, великий Э.

должен был особенно заботиться о целости церковного имущества, чтобы передать его в сохранности новому патриарху. Некоторые списки приписывают великому Э., как первому сановнику при патриархе, все приготовления к избранию нового патриарха, а равно и участие в самом избрании. Из других сведений видно, что великий Э. имел надзор и за управлением имуществом пригородных и приходских церквей.

Во время совершения литургии патриархом великий Э. стоял по правую сторону св. престола, с рипидой в руке. Если на литургии совершалось посвящение, великий Э. подводил посвящаемого клирика к патриарху , диаконов же при посвящении в священники доводил до царских врат. В первый день св. Пасхи он читал евангелие. Обряд поставления на должность великого Э. изложен в статье Ив. Третьякова "О чинах патриаршей константинопольской церкви в средние века" ("Правосл. собеседник", 1868, ч. III, стр. 51—52). Хотя чин великого Э. по правилу принадлежал диаконской степени, однако в этом чине встречаются иногда и пресвитеры. Кириак и Павел, константинопольские патриархи, были избраны и посвящены в этот сан из экономов и пресвитеров великой церкви. См. преосвящ. Павел, "О должностях и учреждениях по церковному управлению в древней восточной церкви" (СПб., 1858); А. В—нов, "О чинах при архиерейских кафедрах в восточной церкви" ("Руководство для сельских пастырей",1868, № 48); Т. Барсов, "Константинопольский патриарх и его власть над русской церковью" (СПб., 1 8 78, стр. 263—67).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое эконом церковная должность
Значение слова эконом церковная должность
Что означает эконом церковная должность
Толкование слова эконом церковная должность
Определение термина эконом церковная должность
ekonom cerkovnaya dolzhnost это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины