Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - феофил епископ антиохийский
Феофил епископ антиохийский
— святой, епископ антиохийский, писатель-апологет II века. О жизни и деятельности Ф. сохранились только краткие, отрывочные сведения. Он был язычник по происхождению, человек образованный, хорошо знакомый с греческой литературой и наукой. В "Послании к Автолику", — единственном его сочинении, уцелевшем до настоящего времени, — он приводит многочисленные цитаты из языческих философов, поэтов и историков. Подобно многим своим современникам — св. Иустину, Татиану, Афинагору и другим, — он дошел до христианства путем самостоятельного убеждения в его превосходстве над всеми другими религиями. Это убеждение он вынес из чтения священных книг Ветхого Завета, преимущественно книг пророческих. Обратившись в христианство, Ф. сделался его ревностным исповедником и защитником, настолько же, насколько прежде, в язычестве, был его противником. В 168 г. он занял антиохийскую кафедру. Как долго. Ф. был епископом — с точностью неизвестно; разные источники расходятся в показании времени; в одном только они согласны, что Ф. умер в 80-х годах II века, в царствование Коммода. Церковь причислила его к лику святых. Ф. написал немало сочинений, частью полемических, написанных против еретиков его времени, частью апологетических, направленных против язычников. По свидетельству Евсевия и Иеронима ("Церк. Истор.", кн. IV, гл. 24; "Catal.", 48), Ф. написал книгу против Маркиона, сочинение против ереси Гермогена, толкование на Евангелие и на Притчи Соломона, много "огласительных сочинений", много, по выражению Иеронима, "кратких, но прекрасных трактатов, относящихся к назиданию церкви". По словам самого Ф. ("Ad. Aut", гл. 28, 30), он написал кроме того книгу о демоне и о ничтожестве языческих идолов, и сочинение о родословии патриархов. Все эти произведения не сохранились; до нас дошло только одно его сочинение, под заглавием: "Послание к Автолику о христианской вере". Ф. защищает здесь христианство, доказывая его истинность и божественность, обличает и опровергает язычество, раскрывая ложность и несостоятельность его религии, его нравственности, его мифологии и философии. Автолик, к которому написаны все эти книги, был язычник, человек образованный и ученый, лично известный Ф.; подобно многим другим язычникам, он был крайне нерасположен к христианству и предубежден против него. Между этим Автоликом и Ф. часто происходили разговоры и споры относительно язычества и христианства, что и послужило поводом к составлению послания. Ср. К. Скворцов, "Философское учение Феофила антиохийского" ("Труды Киевск. Дух. Академии", 1867, №8, а также в его книге: "Философия отцов и учителей церкви в период апологетов", Киев, 1868, стр. 80 — 101); А. Сергиевский, "Отношение апологетов восточной церкви II века к языческой философии" ("Вера и Разум", 1886, т. II, ч. II, стр. 83 — 97); прот. П. Преображенский, "Сочинения древних христианских апологетов" (СПб., 1895; полный русский перевод апологии Ф. и краткие замечания о его жизни и деятельности); Д. Гусев, "Св. Феофил Антиохийский" (Казань, 1898); И. Реверсов, "Защитники христианства" (апологеты; СПб., 1899).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое феофил епископ антиохийский
Значение слова феофил епископ антиохийский
Что означает феофил епископ антиохийский
Толкование слова феофил епископ антиохийский
Определение термина феофил епископ антиохийский
feofil episkop antiohiyskiy это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):