Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - феофил патриарх александрийский
Феофил патриарх александрийский
— один из величайших богословов IV-го и V-го в. Деятельный, умный, хитрый, честолюбивый, он является одной из типичных фигур своей эпохи. Сделавшись к 385 г. патриархом александрийским, он соединил в своих руках церковную власть над Египтом, Ливией и Пентаполем. В пределах своего диоцеза он не довольствовался тем, что ставил и отрешал епископов: он уничтожал прежние епархии, создавал новые, распространял или сокращал их пределы для выгод своей власти. С подчиненными ему епископами он обращался как с рабами, удаляя их без объяснения и без пощады при малейшем подозрении в стремлении к независимости. За сопротивление своих подчиненных он подвергал их оковам, темнице и изгнанию. Он отлично понял значение императорской власти в церковных делах Восточно-Римской империи и старался опереться на этот базис. Как передает биограф св. Златоуста, Палладий, Ф. имел в Константинополе на жалованье шпионов, с помощью которых знал все, что там происходит. Хорошо зная подкупность византийского двора, он превосходно умел ею пользоваться. Отсюда его постоянное стремление к богатству. Никакие суммы, даже сборы на бедных не избегали его рук. Императоры, со времен Константина, предоставляли языческим храмам закрываться вследствие силы вещей, за отсутствием поклонников. Так стояли и египетские храмы, которых баснословные богатства оставались почти не тронутыми. Эти богатства воспламенили алчность Ф. По словам языческого писателя Зосимы, он первый попрал законы и уважение к преданиям веков. Плоды хищений Ф. употреблял частью на то, чтобы в своем епископстве ввести пышную обстановку, способную затмить роскошь светских чиновников, частью на подкупы для увеличения объема своей власти. Он нередко определял александрийских префектов, которые ни в чем ему не отказывали, так как знали силу его и у императора, и при дворе. Это всемогущество в двух сферах — духовной и политической — доставило Ф. прозвание христианского фараона. Достигнув высшей власти на юге империи и опираясь на беспрекословную покорность своего духовенства, Ф. желал достигнуть такого же положения во всей Восточно-Римской империи, каким в это время папа владел на Западе. Здесь он столкнулся с константинопольским епископом. В 397 г. умер константинопольский епископ Нектарий. Ф. думал провести на этот важный политический пост одного из своих клевретов, по имени Исидора; но двор пожелал иметь епископом столицы антиохийского пресвитера Иоанна, по прозванию Златоуста. Попытка Ф. потерпела неудачу. Сам гордый патриарх был потребован в столицу, под угрозой суда за свои прегрешения, для посвящения нового епископа. Ф. уступил и посвятил соперника. Это усилило его вражду к Иоанну, тем более, что константинопольский епископ, опираясь на 3-й канон II вселенского собора 381 г., предоставивший ему первое место между восточными епископами, пожелал на самом деле сделаться первым епископом Восточно-Римской империи, к чему как раз стремился Ф. Вся восточная церковь сплотилась вокруг этих двух центров. Первое столкновение произошло по делу, разыгравшемуся в недрах александрийской церкви и вскоре захватившему весь Восток. Против учения Оригена (см.) на Востоке образовалась все возраставшая оппозиция монашества, состоявшего большей частью из восточно-национальных элементов христианства. Епископ Иоанн иерусалимский вступил в спор с Епифанием кипрским, который требовал от него осуждения Оригена. В Палестине произошел формальный раскол между почитателями и противниками великого теолога, который умер за 150 лет перед тем. Иоанн иерусалимский обратился к Ф. с просьбой помирить его с Епифанием. Ф. послал в Палестину пресвитера Исидора, который решил спор в пользу Иоанна, т. е. высказался за Оригена. Тот же взгляд на Оригена был официально изложен самим Ф. в его пасхальном послании. Это возбудило решительное противодействие в главной массе египетского монашества. Массы вооруженных монахов, покинув пустыню, ворвались в Александрию и, соединившись с фанатической чернью, с оружием в руках потребовали от Ф. осуждения Оригена. Патриарх уступил и высказался против Оригена. Порвав с эллинистическими традициями александрийской школы, Ф. стал на новый путь — путь демагога, который должен был привести его к господству в церкви или сделать его главарем секты. Из сторонника Оригена Ф. сделался ярым его противником. В Египте начались жестокие преследования оригенистов. Особенно Ф. обрушился на нитрийских монахов и главным образом на стоявших во главе их известных своей набожностью и ученостью четырех иноков-братьев, получивших наименование "долгих братьев". Во главе войска он отправился в Нитрию и превратил в груду развалин цветущую мирную обитель. Монахи разбежались; долгие братья с трудом спаслись и отправились искать правосудия в Константинополе. Златоуст выслушал их и, после не приведшей ни к какому результату переписки с Ф., представил дело на рассмотрение собора. Императрица Евдоксия и двор приняли самое горячее участие в деле братьев и требовали суда над Ф. Он должен был предстать пред константинопольским епископом в роли обвиняемого, но вскоре сумел привлечь на свою сторону изменчивый двор и возбудить неудовольствие последнего против Златоуста. Почва была благоприятна, так как Иоанн своим суровым режимом и обличительными проповедями возбудил против себя массу врагов, и в том числе императрицу. Ф. соединил сопутствовавших ему египетских епископов с недовольными элементами Константинополя воедино и составил известный в истории церкви собор, при Дубе. Об обвинении Ф. не было больше и речи, о долгих братьях забыли; обвиняемым сделался Златоуст. Когда на зов собора он не явился, то был заочно осужден и низложен. Ф. торжествовал, но недолго: вследствие землетрясения Иоанн был призван обратно к власти, а Ф. должен был тайком бежать из Константинополя, чтобы спастись от раздраженной против него константинопольской черни. Когда Златоуст опять сильно раздражил императрицу, этим воспользовался Ф. и ссылкой на каноны антиохийского собора 341 г. низверг его с престола. В 404 г. Златоуст отправился в изгнание. На константинопольский престол был посажен бесхарактерный Арзакий. Фактически Ф. был первым епископом Востока. Тогда он опять переменил свое мнение об Оригене и стал по-прежнему пользоваться его сочинениями. "Ориген, — говорил Ф., — это чудный цветник, в котором рядом с сорными травами растут прекрасные розы: я срываю только последние": Умер Ф. в 412 г. Главное сочинение Ф., "Λόγος προσφωνητικος πρός τούς φρονοΰντας τα Ώριγένους" до нас не дошло. Также точно потеряны и другие его сочинения, кроме нескольких пасхальных посланий и дисциплинарных канонов, вошедших в состав нашей Кормчей и Книги правил. Ср. Ам. Тьери, "Св. Иоанн Златоуст и имп. Евдоксия" (М., 1884); Р. Rohrbach, "Die Patriarchen von Alexandria" (1892).
П Гидулянов.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое феофил патриарх александрийский
Значение слова феофил патриарх александрийский
Что означает феофил патриарх александрийский
Толкование слова феофил патриарх александрийский
Определение термина феофил патриарх александрийский
feofil patriarh aleksandriyskiy это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):