Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - фигурация мелодическая
Фигурация мелодическая
— украшение одного голоса фигурами в гомофоническом (см.) сочинении, а также проведение известной мелодической фигуры по всем голосам полифонического (см.) сочинения, в котором каждый голос имеет одинаковое мелодическое значение, как, напр., в фигурованном хорале, в котором все сопровождающие хоральную мелодию голоса повторяют ту же избранную фигуру буквально или немного измененной. В фигурованном хорале три или четыре голоса, предназначенные для сопровождения, не только идут вместе с хоральной мелодией, но иногда образуют и самостоятельные отрывки, как то: прелюдию перед вступлением хорала, интермедии между строфами хорала и постлюдию по окончании хоральной мелодии. Если вместо фигуры пользуются мелодией в два, три или четыре такта, то проведение такой мелодии в разных голосах называется не Ф., а имитацией. Ф. гармоническая состоит в том, что каждый аккорд разбивается на его составные части, исполняемые не одновременно, причем разбитому аккорду придается известное ритмическое содержание. Разбитый подобным образом аккорд образует фигуру. Применение такого приема к целому ряду аккордов в сочинении и называется гармонической Ф., которой пользуются преимущественно в аккомпанементе гомофонического сочинения. Ф. мелодическая и гармоническая составляют приемы вариации.
Н. С.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907