Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - филиппийцы
Филиппийцы
послание к ним апост. Павла. Во время своего второго апостольского путешествия апост. Павел, переправившись через Эгейское море, впервые огласил Европу христианским учением в Филиппах. Павла сопровождали Сила, Тимофей и Лука. В несколько дней слово Божие было проповедано многим в Филиппах; но исцеление Павлом бесноватой служанки, доставлявшей своими прорицаниями большой доход своим господам, возбудило против апостолов негодование жителей, преимущественно римлян. Павел и Сила были схвачены, представлены воеводам и заключены в темницу. Устрашенный землетрясением и обратившийся ко Христу темничный страж в ту же ночь облегчил узы заключенных, а на утро, и воеводы, узнав, что Павел был римский гражданин, с честью освободили узников из темницы, но просили удалиться их в другое место (Деян. Апост. XVI, 12—40). Павел отправился в Фессалоники, а в Филиппах его дело, по всей вероятности, продолжал Лука. В другие свои посещения апост. Павел укрепил веру Ф. и успел так расположить их к себе, что они постоянно заботились о доставлении ему всего необходимого и посылали ему подаяние и в Фессалоники (Филип. IV, 16), и в Коринф (2 Кор. XI, 8, 9), и даже в Рим, когда апостол находился там в узах (Филип. IV, 18). Ф. отправили туда для услуг апостолу его сотрудника Епафродита. В послании нет ни одного замечания по отношению к Ф., ни одного упрека в недобром поведении, ни даже жалоб апостола на свое тяжелое положение. Послание написано в начале 63 или 64 г., перед отъездом Епафродита, который мог совершить свое обратное путешествие в Филиппы только с открытием навигации, т. е. весной. В начале послания апостол извещает Ф. о своем положения и об успехах благовествования Христова: потом увещевает к единодушию и смирению примером Иисуса Христа, Который, будучи равен Богу, унижил Себя до степени раба и, приняв образ человека, смирил себя до того, что умер на кресте, как последний преступник, за что и Бог превознес Его выше всего, что пользуется славой на земле и на небе. Он предостерегает от лжеучения иудействующих и показывает, что оправдание достигается верой. Заключается послание благожеланиями и приветствиями. Подлинность послания к Ф. несомненна. В послании нет ничего несообразного ни с временем, к которому оно относится, ни с лицом, которого имя оно носит. В пользу принадлежности послания апост. Павлу говорит и христианская древность (Поликарп Смирнский, Ириней Лионский). Во II в. церкви виенская и лионская в послании своем к церквям малоазийским с буквальной точностью приводят из послания к Ф. 6-й стих II главы. Прямые указания на послание к Ф. как принадлежащее апост. Павлу находятся также у Тертуллиана, Климента Александрийского, Оригена, Киприана и др. Наконец, в числе Павловых посланий помещается оно в древнесирском переводе Пешито и Мураториевом каноне — памятниках II в. Вера в подлинность послания была настолько всеобща в древней церкви, что перешла даже и к некоторым ее противникам; по свидетельству Тертуллиана, за Павлово признавал это послание и еретик Маркион (в половине II в.). См. И. Назарьевский, "Послание св. апостола Павла к Ф." (Сергиев-Посад, 1893); епископ Никанор, "Общедоступное объяснение послания св. апост. Павла к Ф." (СПб., 1900); еп. Феофан, "Толкование посланий св. апост. Павла к Ф. и Солунянам первого и второго" (Москва, 1883), Ф. Тернер, "Опыт изъяснения на послание св. апост. Павла к Ф." (Харьков, 1892).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.