Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - фивы город в египте
Фивы город в египте
(Θήβαι, Тhеbае) — столица Египта в период среднего и отчасти нового царств. Имя ее происходит от египетского названия местности главного храма бога Амона — Ипет с членом женского рода "та" — "Та-ипет" (теперь дер. Карнак). Город занимал обширное пространство по обоим берегам Нила; его западная часть служила некрополем. Первоначально Ф. были незначительным поселением в номе Ермонта, номархи которого, сделавшись фараонами XI дин., перенесли сюда резиденцию и сделали Ф. столицей объединенного Египта. Фараоны Ф. взяли на себя роль и освободителей Египта от гиксов (см.). Время, последовавшее за этим освобождением, было порой наибольшего блеска Ф.; сюда стекались богатства и сокровища со всего культурного мира, находившегося или в подчинении, или под обаянием могущества царей XVIII дин. Жрецы и храмы приобрели небывалое богатство и влияние, так что попытка Аменготепа IV уничтожить культ фиванских божеств не имела успеха, и столица, перенесенная на несколько лет в Телль-Амарну, снова вернулась в Ф. Но при XIX династии последние часто бывали столицей лишь номинально: воинственные цари любили жить на севере, близ азиатской границы — в Танисе или граде Рамсеса. Однако, Ф. долго сохраняли свое величие, и еще Илиада (см.) воспевает богатство "стовратных (от множества храмовых пилонов) Ф."; при XXI дин. жрецы Амона даже временно достигли престола, но уже в это время появляется полноправная танисская династия, а следующая (XXII), происходившая из Бубастиса, окончательно переносит центр политической жизни на север. Значение Ф. и их бога падает, все больше и больше уступая Бубастису, Саису, эфиопской Напат с их богами — Баст, Нейт и Амоном напатским. Ф. становятся лишь жреческим женским леном, управляемым "супругой Амона", на которой считают полезным жениться фараоны севера и которая состоит в родстве с эфиопами. Появляются в Фивах иногда и светские владетели. Так, в первой половине VII в. здесь правил номарх Монтухотеп, при котором произошло ассирийское нашествие, вместе с постоянными походами эфиопских царей немало содействовавшее упадку города. Птолемеи чтили святыни Ф., но Александрия, в связи с торговым путем по Нилу и затем к морю, оттеснила древнюю сторицу на задний план: она пустела и беднела. Недовольство не замедлило сказаться и, под влиянием эфиопов, проявлялось неоднократно в виде вооруженного сопротивления Лагидам. Ф. дали Египту при Птолемеях еще двух самостоятельных фараонов (Гармахиса и Анхту); они приняли участие в восстании против Птолемея Фискона и Птолемея Александра I, не смирились и пред Птолемеем Лафиром, последствием чего были осада, геройская защита граждан, превративших храмы в крепости, взятие города штурмом и опустошение (83 г. до Р. Х.). Разрушенный город долго еще привлекал туристов, хотя в 27 г. до Р. Х. страшное землетрясение нанесло новый удар его памятникам. Последние разрушались и оттого, что, за обезлюдением, были брошены на произвол судьбы, заливались Нилом, разъедались почвенной солью; в древних храмах селились звери и птицы, находили приют люди. В некоторых гробницах селились христианские отшельники, в некоторых отделениях храмов были выстроены церкви; материал древних сооружений шел на новые постройки. На месте древней столицы выросло несколько деревень, по арабским именам которых (Карнак, Луксор, Гурна и т. д.) до сих пор называются крупные группы величественных развалин. В византийское время говорили не о Фивах, а о Фиваиде, самая же местность Ф. считалась опять в области Ермонта; наиболее крупным центром был здесь монастырь св. Фиваммона, основанный на месте древнего некрополя Жиме. — Богом Ф. был Амон, отожествленный с Ра в форме "Амон-Ра, царь богов". Рядом с ним почитались его мать и супруга Мут и сын Хонсу. Этой триаде главным образом и были посвящены храмы города, как лежавшие на правой, городской стороне Нила (Луксор и Карнак), так и на левой (Мединет-Абу, Дейр-эль Бахри и др.). Левую сторону, с ее интересными и важными для историка усыпальницами царей, жречества и знати лучшей поры Египта, не следует считать исключительно кладбищем; здесь жили жрецы, были архивы, школы, проживали рабочие, необходимые в месте постоянных построек. О кипевшей здесь своеобразной, по временам бурной жизни сообщают кое-какие сведения папирусы, повествующие о рабочих бунтах и забастовках. Шла здесь и торговля, главным образом предметами заупокойного культа. Довольно многочисленное и разнообразное население управлялось особыми правительственными учреждениями и гарнизоном. Фиванский некрополь имел и свою богиню-покровительницу, в форме змеи Меритсекерт ("любящая молчание"). В новое время впервые на развалины Ф. обратил внимание Покок. Французская экспедиция описала и издала наиболее важные памятники. С этих пор Ф. стали посещать археологи и туристы. В настоящее время, благодаря работам Шампольона, Лепсиуса, Мариетта, Вилькинсона, французской школы в Каире, Флиндерса-Питри, Навилля, Egypt-Explo r ation Fund, Шпигельберга (работает над историей некрополя), наследство, оставленное в Фивах египетской стариной, в значительной мере приведено в известность; открыто и описано множество храмов, гробниц и надписей; много памятников попало в европейские музеи. В настоящее время на месте древних Фив, главным образом в Луксоре, существуют первоклассные отели и живут консулы европейских держав.
Б. Т.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое фивы город в египте
Значение слова фивы город в египте
Что означает фивы город в египте
Толкование слова фивы город в египте
Определение термина фивы город в египте
fivy gorod v egipte это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):