Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - фивы столица египта

Фивы столица египта

(Θήβαι, Thebae) — столица Египта в период среднего и отчасти нового царств. Имя ее происходит от египетского названия местности главного храма бога Амона — Ипет с членом женск. рода "та" — "Та-ипет" (теперь дер. Карнак). Город занимал обширное пространство по обоим берегам Нила; его западная часть служила некрополем. Первоначально Ф. были незначительным поселением в номе Ермонта, номархи которого, сделавшись фараонами XI дин., перенесли сюда резиденцию и сделали Ф. столицей объединенного Египта. Фараоны Ф. взяли на себя роль и освободителей Египта от гиксов (см.). Время, последовавшее за этим освобождением, было порой наибольшего блеска Ф.; сюда стекались богатства и сокровища со всего культурного мира, находившегося или в подчинении, или под обаянием могущества царей XVIII дин. Жрецы и храмы приобрели небывалое богатство и влияние, так что попытка Аменготепа IV уничтожить культ фиванских божеств не имела успеха, и столица, перенесенная на несколько лет в Телль-Амарну, снова вернулась в Ф. Но при XIX династии последние часто бывали столицей лишь номинально: воинственные цари любили жить на севере, близ азиатской границы — в Танисе или граде Рамсеса. Однако, Ф. долго сохраняли свое величие, и еще Илиада (см.) воспевает богатство "стовратных (от множества храмовых пилонов) Ф."; при XXI дин. жрецы Амона даже временно достигли престола, но уже в это время появляется полноправная танисская династия, а следующая (XXII), происходившая из Бубастиса, окончательно переносит центр политической жизни на север. Значение Ф. и их бога падает, все больше и больше уступая Бубастису, Саису, эфиопской Напат с их богами — Баст, Нейт и Амоном напатским. Ф. становятся лишь жреческим женским леном, управляемым "супругой Амона", на которой считают полезным жениться фараоны севера и которая состоит в родстве с эфиопами. Появляются в Фивах иногда и светские владетели. Так, в первой половине VII в. здесь правил номарх Монтухотеп, при котором произошло ассирийское нашествие, вместе с постоянными походами эфиопских царей немало содействовавшее упадку города. Птолемеи чтили святыни Ф., но Александрия, в связи с торговым путем по Нилу и затем к морю, оттеснила древнюю сторицу на задний план: она пустела и беднела. Недовольство не замедлило сказаться и, под влиянием эфиопов, проявлялось неоднократно в виде вооруженного сопротивления Лагидам. Ф. дали Египту при Птолемеях еще двух самостоятельных фараонов (Гармахиса и Анхту); они приняли участие в восстании против Птолемея Фискона и Птолемея Александра I, не смирились и пред Птолемеем Лафиром, последствием чего были осада, геройская защита граждан, превративших храмы в крепости, взятие города штурмом и опустошение (83 г. до Р. Хр.). Разрушенный город долго еще привлекал туристов, хотя в 27 г. до Р. Хр. страшное землетрясение нанесло новый удар его памятникам. Последние разрушались и оттого, что, за обезлюдением, были брошены на произвол судьбы, заливались Нилом, разъедались почвенной солью; в древних храмах селились звери и птицы, находили приют люди. В некоторых гробницах селились христианские отшельники, в некоторых отделениях храмов были выстроены церкви; материал древних сооружений шел на новые постройки. На месте древней столицы выросло несколько деревень, по арабским именам которых (Карнак, Луксор, Гурна и т. д.) до сих пор называются крупные группы величественных развалин. В византийское время говорили не о Фивах, а о Фиваиде, самая же местность Ф. считалась опять в области Ермонта; наиболее крупным центром был здесь монастырь св. Фиваммона, основанный на месте древнего некрополя Жиме. — Богом Ф. был Амон, отожествленный с Ра в форме "Амон-Ра, царь богов". Рядом с ним почитались его мать и супруга Мут и сын Хонсу. Этой триаде главным образом и были посвящены храмы города, как лежавшие на правой, городской стороне Нила (Луксор и Карнак), так и на левой (Мединет-Абу, Дейр-эль-Бахри и др.). Левую сторону, с ее интересными и важными для историка усыпальницами царей, жречества и знати лучшей поры Египта, не следует считать исключительно кладбищем; здесь жили жрецы, были архивы, школы, проживали рабочие, необходимые в месте постоянных построек. О кипевшей здесь своеобразной, по временам бурной жизни сообщают кое-какие сведения папирусы, повествующие о рабочих бунтах и забастовках. Шла здесь и торговля, главным образом предметами заупокойного культа. Довольно многочисленное и разнообразное население управлялось особыми правительственными учреждениями и гарнизоном. Фиванский некрополь имел и свою богиню-покровительницу, в форме змеи Меритсекерт ("любящая молчание"). В новое время впервые на развалины Ф. обратил внимание Покок. Французская экспедиция описала и издала наиболее важные памятники. С этих пор Ф. стали посещать археологи и туристы. В настоящее время, благодаря работам Шампольона, Лепсиуса, Мариетта, Вилькинсона, французской школы в Каире, Флиндерса-Питри, Навилля, Egypt-Exploration Fund, Шпигельберга (работает над историей некрополя), наследство, оставленное в Фивах египетской стариной, в значительной мере приведено в известность; открыто и описано множество храмов, гробниц и надписей; много памятников попало в европейские музеи. В настоящее время на месте древних Фив, главным образом в Луксоре, существуют первоклассные отели и живут консулы европейских держав.

Б. Т.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое фивы столица египта
Значение слова фивы столица египта
Что означает фивы столица египта
Толкование слова фивы столица египта
Определение термина фивы столица египта
fivy stolica egipta это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины