Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - франкен
Франкен
(Franken) — семейство фламандских живописцев, из членов которого более других известны: 1) Иеронимус Ф. (1540—1610). Получив образование в Антверпене под руководством Фр. Флориса, он отправился во Францию, где в 1565 г. участвовал вместе с Корн. Кетелем в украшении живописью Фонтенеблоского дворца и при кор. Генрихе III был официальным портретистом его двора. По смерти этого государя сделал поездку в Италию и возвратился в Антверпен, но в 1595 г. снова явился в Париж и занял место придворного живописца. Писал исторические и религиозные сюжеты в итальянизирующей манере Фр. Флориса, уступая ему в исправности рисунка и в сочности кисти, но превосходя его в одушевленности композиции. Картины незначительного размера удавались ему лучше, чем большие, но более всего он был искусен в портретных работах. Самые замечательные его картины — "Отречение Карла V от престола" (в амстердамск. музее), "Усекновение главы св. Иоанна Предтечи" (в Дрезденской гал.) и "Морские боги" (в Стокгольмск. музее). 2) Франс Ф. Первый (1542—1616), брат предыдущего, ученик также Фр. Флориса, работал в Антверпене, где в 1569 г. был принят в члены гильдии св. Луки и с 1585 г.
был ее старшиной. Он образовал многих учеников, к числу которых принадлежат его сыновья Иеронимус Второй (1578—1629), Франс Второй и Амброзиус Второй (ум. в 1632 г.), а также Г. Гортциус, Ян де Валь и др. Хороший рисунок, сильный колорит, наглядная понятность композиции составляют главные достоинства его многочисленных картин, имеющих по большей части очень умеренную величину.
В их ряду наиболее известны: "История Есфири" (в Луврск. муз. в Париже), "Этеокл и Полиника" (в антверпенск. муз.), "Отрок-Христос среди мудрецов" (триптих в Антверпенском соборе), "Положение во гроб" (в антверп. црк. св. Иакова), "Бегство во Египет", "Сотворение Евы" и "Сотворение животных" (в Дрезденск. гал.), "Пиршество", "Солон при дворе Креза", "Кабинет любителя искусства" и "Се человек" (в Венск.
муз.) и "Брак в Кане Галилейской" (в Имп. Эрмитаже). 3) Франс Ф. Второй (1581—1642), сын и ученик предыдущего, самый плодовитый и талантливый из всех представителей семейства, по выходе из отцовской школы посетил Италию, получил там прозвище "дон Франчиско" и по возвращении своем в 1605 г. в Антверпен был принят мастером в тамошнюю гильдию св.
Луки и в 1615 г. сделался в ней старшиной. Подобно своему отцу, он писал картины исключительно небольшой величины на религиозные, исторические, мифологические и жанровые сюжеты, отличаясь прекрасным, тонко обработанным рисунком, тщательным исполнением аксессуаров и энергичным, но малогармоничным колоритом. Нередко Брюгель Бархатный, Иост де Момпер и П. Неффс Старший приглашали его оживлять фигурами, первые двое — свои пейзажи, а последний — свои виды внутренностей церквей. В подписях на многих из своих произведений он выставлял перед своею фамилией буквы D и О — сокращение эпитета "de Oude", т. е. "Старший", для того чтобы его не смешивали с его сыном, Франсом Ф.Третьим. Картины этого художника встречаются во многих общественных и частных коллекциях. Известнейшие между ними: "Шабаш ведьм" (в Венск. музее), "Христос перед Пилатом", "Лобзание Иуды" и "Нептун и Амфитрита" (в мадридск. музее дель Прадо), "Истязание Спасителя" и "Блудный Сын" (в Луврск. муз.), "Мария Магдалина у ног Спасителя" (в црк.
Богородицы в Брюгге), "Крез и Солон" (в Брюссельск. гал.), "Подвиги христианского милосердия" и "Чудо у гробницы св. Брунона" (в антверпенск. муз.), "Триумф Галатеи", "Израильтяне по переходе через Черное море" и "Царь Мидас" (в Брауншвейгск. муз.), "Христос на Елеонской горе" и "Фантастическая сцена" (в Берлинск. муз.), "Пиршество" и "Несение креста" (в Дрезденск.
гал.), "Кабинет любителя искусства" (во дворце Питти во Флоренции), "Израильтяне по переходе через Чермное море", "Семь подвигов христианского милосердия" и "Возвращение Давида в Иерусалим после победы над Голиафом" (в Имп. Эрмитаже). 4) Франс Ф. Третий (1607—67), сын и ученик предыдущего, в первой половине своей деятельности подражавший ему, а потом подвергшийся в сильной степени влиянию Рубенса, вследствие чего ему присвоено в истории фламандской живописи прозвище "Рубенсовского Ф." Замечательнейшие из известных его картин — "Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне" (в гал. кн. Лихтенштейна в Вене), "Моисей, источающий воду из скалы" (в аугсбургск. гал.) и "Иродиада, принимающая подносимую ей голову Иоанна Предтечи" (в одном частном собрании в Антверпене).Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.