Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - франкен фламандские живописцы
Франкен фламандские живописцы
), а также Г. Гортциус, Ян де Валь и др. Хороший рисунок, сильный колорит, наглядная понятность композиции составляют главные достоинства его многочисленных картин, имеющих по большей части очень умеренную величину. В их ряду наиболее известны: "История Есфири" (в Луврск. муз. в Париже), "Этеокл и Полиника" (в антверпенск. муз.), "Отрок-Христос среди мудрецов" (триптих в Антверпенском соборе), "Положение во гроб" (в антверп.
црк. св. Иакова), "Бегство во Египет", "Сотворение Евы" и "Сотворение животных" (в Дрезденск. гал.), "Пиршество", "Солон при дворе Креза", "Кабинет любителя искусства" и "Се человек" (в Венск. муз.) и "Брак в Кане Галилейской" (в Имп. Эрмитаже). 3) Франс Ф. Второй (1581—1642), сын и ученик предыдущего, самый плодовитый и талантливый из всех представителей семейства, по выходе из отцовской школы посетил Италию, получил там прозвище "дон Франчиско" и по возвращении своем в 1605 г.
в Антверпен был принят мастером в тамошнюю гильдию св. Луки и в 1615 г. сделался в ней старшиной. Подобно своему отцу, он писал картины исключительно небольшой величины на религиозные, исторические, мифологические и жанровые сюжеты, отличаясь прекрасным, тонко обработанным рисунком, тщательным исполнением аксессуаров и энергичным, но малогармоничным колоритом.
Нередко Брюгель Бархатный, Иост де Момпер и П. Неффс Старший приглашали его оживлять фигурами, первые двое — свои пейзажи, а последний — свои виды внутренностей церквей. В подписях на многих из своих произведений он выставлял перед своею фамилией буквы D и О — сокращение эпитета "de Oude", т. е. "Старший", для того чтобы его не смешивали с его сыном, Франсом Ф. Третьим. Картины этого художника встречаются во многих общественных и частных коллекциях. Известнейшие между ними: "Шабаш ведьм" (в Венск. музее), "Христос перед Пилатом", "Лобзание Иуды" и "Нептун и Амфитрита" (в мадридск. музее дель Прадо), "Истязание Спасителя" и "Блудный Сын" (в Луврск.муз.), "Мария Магдалина у ног Спасителя" (в црк. Богородицы в Брюгге), "Крез и Солон" (в Брюссельск. гал.), "Подвиги христианского милосердия" и "Чудо у гробницы св. Брунона" (в антверпенск. муз.), "Триумф Галатеи", "Израильтяне по переходе через Черное море" и "Царь Мидас" (в Брауншвейгск. муз.), "Христос на Елеонской горе" и "Фантастическая сцена" (в Берлинск.
муз.), "Пиршество" и "Несение креста" (в Дрезденск. гал.), "Кабинет любителя искусства" (во дворце Питти во Флоренции), "Израильтяне по переходе через Чермное море", "Семь подвигов христианского милосердия" и "Возвращение Давида в Иерусалим после победы над Голиафом" (в Имп.Эрмитаже). 4) Франс Ф. Третий (1607—1667), сын и ученик предыдущего, в первой половине своей деятельности подражавший ему, а потом подвергшийся в сильной степени влиянию Рубенса, вследствие чего ему присвоено в истории фламандской живописи прозвище "Рубенсовского Ф." Замечательнейшие из известных его картин — "Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне" (в гал.
кн. Лихтенштейна в Вене), "Моисей, источающий воду из скалы" (в аугсбургск. гал.) и "Иродиада, принимающая подносимую ей голову Иоанна Предтечи" (в одном частном собрании в Антверпене).Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.