Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - гиларий епископ пуатьеский

Гиларий епископ пуатьеский

(Hilarius) — епископ пуатьеский (Pictavium), великий учитель Западной церкви IV в., сын богатых и знатных язычников (род. около 320 г.). Разлагавшееся язычество не удовлетворяло Г., изучившего философские системы Греции и Рима; он крестился, вместе с семьей. За свое благочестие, красноречие и научное образование он был единогласно избран народом (в 353 г.) в епископы родного города. Почти с самого момента вступления его в управление пуатьеской епархией началась борьба его с арианами, доставившая ему имя Западного Афанасия. В Галлии главным представителем арианства был митрополит области, епископ арелатский Сатурнин, обративший уже в ересь семь провинций; с ним и пришлось бороться Г. В 355 г. Констанций лишил кафедр епископов, присутствовавших на Медиоланском соборе и отказавшихся осудить защитника православия, Афанасия Александрийского. Г. по этому случаю обратился к императору с посланием, в котором смело и с достоинством защищал православие, равно как и себя лично против клевет Сатурнина. Тогда Сатурнин созвал собор, состоявший исключительно из арианских епископов и осудивший Г. на изгнание. Он был отправлен во Фригию, где пробыл более 4-х лет. Оставленная им паства не приняла назначенного на его место нового епископа, и Г. продолжал управлять своей церковью через ее пресвитеров. Во Фригии он написал главное свое сочинение: "De trinitate" (речь идет здесь не о Троице, а о Божестве Сына Божия и равносущности Его с Отцом). Знание греческого языка дало ему возможность и здесь принимать деятельное участие в борьбе с арианством, через личное присутствие на нескольких соборах (между прочим, в Константинополе) и посредством литературной полемики. Впечатление его посланий к императору Констанцию было так сильно, что арианская партия, находя пребывание его на Востоке, вблизи столицы и императора, более опасным для себя, чем пребывание на Западе, сама исходатайствовала ему возвращение в его епархию, где Г. успешно продолжал борьбу против арианства. Сочинение Г. "de Synodis" (т. е. о поместных соборах, бывших в его время на В и З по поводу арианства), а также писанные в разное время его три обширных "Послания к императору Констанцию" и сочинение "против Авксентия", составляют первоисточник для характеристики и истории арианства, наравне с творениями Афанасия Александрийского, а равно и для истории христианских догматов вообще. Почетное место в зап. литературе Г. занимает так же как истолкователь св. Писания. С давних пор известны его комментарии на Евангелие от Матфея и на книгу Псалмов. Блаженный Иероним упоминает еще о его толкованиях на Евангелие от Иоанна, на Книгу Иова, на послания апостола Павла, на Песнь Песней, а также о его письмах и гимнах. Г. составлена была особая для Галлии литургия, так называемая галльская, бывшая в употреблении до Карла Великого, когда для всего запада сделана была обязательной одна римская литургия. На западе соч. Г. признаются классическими произведениями богословской литературы, наравне с сочинениями Августина и Иеронима. После смерти Г. (368) он был причислен Зап. Церковью к лику святых исповедников и чудотворцев (о чудесах его много рассказов у его биографа — Фортуната). В 1851 г. папой Пием IX Г. канонизован как "вселенский учитель Церкви".

Ср. B ältzer, "H. v. Poitiers" (1881).

Н. Барсов.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое гиларий епископ пуатьеский
Значение слова гиларий епископ пуатьеский
Что означает гиларий епископ пуатьеский
Толкование слова гиларий епископ пуатьеский
Определение термина гиларий епископ пуатьеский
gilariy episkop puateskiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины