Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - гране франсуа-мариюс
Гране франсуа-мариюс
(Granet) — французский живописец (1775-1849). Сын каменщика, он получил начальное художественное образование в муниципальной школе рисования в родном своем городе Э. Тут он познакомился с графом Форбеном, который дал ему возможность поступить в мастерскую Давида, где он, впрочем, оставался недолго. Некоторое время путешествовал с Форбеном в Италии и, возвратившись в Париж, стал работать в Лувре. Первым его самостоятельным произведением был "Вид монастыря фельянтинцев" (feuillants). Все восторгались прекрасным колоритом и блестящей светотенью этой картины. В Италии, куда Гране опять уехал, он изучал преимущественно флорентинскую и венецианскую школы, но воспринял от них только чистоту стиля и некоторую симметричность композиции. Там он написал "Внутренность церкви San-Martino-in-Monte", и "Крипту в Ara-Coeli". К произведениям Г., написанным в Италии, принадлежит также замечательная картина "Стелла в тюрьме Капитолия" (находится в галерее герц. Лейхтенбергских, в СПб.). Она имела огромный успех в Риме и была отправлена в Париж, где точно так же произвела впечатление. Написанная вслед за тем картина "Хор капуцинов площади Барберини" считается превосходнейшею работой Г., который воспроизвел ее несколько раз. Назначенный в 1824 г. консерватором французских королевских музеев, он был потом избран в члены института и назначен королем Людовиком-Филиппом в консерваторы Версальского музея. Потеряв это место в 1848 г., Г. поселился в Э и основал там музей, носящий его имя. Из его произведений следует еще упомянуть "Св. Людовика, освобождающего французских заключенных в Дамиете", "Пуссена, напутствуемого перед смертью кардиналом Массимо". В нашем Эрмитаже находится "Внутренность монастыря капуцинов в Риме" — картина Г., кот. художник принес в дар императору Александру I в 1821 г. Г. был назван французским Рембрандтом. Господствующей чертой его таланта была совершеннейшая гармония между действующими лицами его произведений и средой, в которую он их ставит. Заботясь главным образом о световых эффектах, Г. иногда возвышался до стильности и строгости исторической живописи благодаря выбору сюжетов, местности и индивидуальности фигур.
В. Ч.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907