Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - ильминский николай иванович

Ильминский николай иванович

I

изв. ориенталист (23 апр. 1822-27 дек. 1891). сын пензенского протоиерея; по окончании курса (1846) Казанск. дух. Акад. оставлен при ней бакалавром естеств. наук и турецко-татарского яз. и вскоре назначен членом комиссии для проверки татарского перевода Нового Завета. Командированный в 1850 г. в СПб. для проверки переводов на татарском яз. богослужебных книг, И. затем отправился в Дамаск, Константинополь и Каир, где изучил языки арабский, турецкий и персидский. В вновь открытом, при Каз. духовной Акад., противомусульманском отделении И. поручено (1854) преподавание арабского и турецкого языков и др. науки. Оставив Академию, И. до 1861 г. служил при оренбургской пограничной комиссии, откуда перемещен в Каз. унив. проф. турецко-татарского яз.; восточные яз. И. читал и в каз. дух. Акад. Пять лет (1867-1872) И. редактировал "Известия" и "Записки" Каз. унив. В 1872 г. И. назначен директором каз. инородческой учительской семинарии и с этих пор посвятил себя всецело распространению просвещения среди инородцев. Еще в 1864 г. по почину И. в Казани возникла частная школа для крещеных тат. детей. Для крещеных же татар он издал ряд переводов: Букваря (1862, 1864, 1867 и др. года), Книги Бытия (1863), Премудрости (1864), Евангелия от Матфея (1855), пасхальной службы (1869) и мн. др. Многие статьи И., знакомящие с народной словесностью инородцев, их обычаями, обрядами, а также много лингвистических исследований помещены в "Известиях Археол. Общ.", "Бюллетенях Акад. Наук", "Ученых Записках Каз. унив.", "Журнале Мин. Нар. Пр.", "Православном Обозрении" (с 1863), "Православн. Собеседнике", "Церковно-Прих. Школе" (1888 и 1889), "Известиях по каз. епархии" и пр. Отдельно изданы: араб. соч. Китаб-Биркили — изложение мухаммеданского вероучения (1855); Бабэр-Намэ — автобиогр. записки султана Бабэра, в подл. тексте — замечательное пособие к изучению джагатайского наречия, обратившее на себя внимание зап. ориенталистов; "История пророков Рабгузы на джагатайском наречии" (Каз., 1859), "Самоучитель русской грамоты для киргизов" (Каз., 1861), "Ир-Таргынь, киргизская повесть" (К., 1861); "О переводе христианских книг на татарский яз." (1875, из "Ж. M. H. Пр."), "О церковном богослужении на инородческих яз." (1883, из "Правосл. Собеседника"); "Опыты переложения христ. вероучительных книг на татарский и др. инородческие яз. в начале текущего столетия" (Каз., 1885); "К характеристике миссионерских инородческих школ" и "Из переписки об удостоении инородцев священнослужительских должностей" (Каз., 1885); "Казанская крещено-тат. школа. Материалы для истории просвещения татар" (1887); "Переписка о чувашских изданиях переводческих комиссий" (Каз., 1890); "Воспоминания об И. А. Алтынсарине" (Каз., 1891). Есть также несколько исследований И. славянского текста церковно-славянских богослужебных книг, а также состава некоторых богослужебных чинов. Ильминский всегда отстаивал высокие достоинства старослав. перевода Евангелия, особенно в книге: "Размышление о сравнительном достоинстве в отношении яз. разновременных редакций церковно-славянского перевода Псалтири и Евангелия" (Каз., 1882 и СПб. 1886). Однообразие текста И. положил в основу издания "Святое Евангелие Господа нашего И. Христа" (Каз., 1889), по Остромирову Евангелию и др. древним текстам. Свои взгляды на изучение церковно-слав. языка И. проводит в ряде изданий и исследований: "Обучение церковно-слав. грамоте" (два изд., для учеников и учителей, Каз., 1885 и 1887), "Святое Евангелие от Матфея. Древнеслав. текст" (Каз., 1888), "Церковно-славян. азбука для церковно-прих. школ" (для учителей и учеников, 1889), "Обучение грамоте по церковно-слав. азбуке" (Каз., 1888). И. также деятельно работал в каз. переводческой комиссии при братстве св. Гурия; при его участии и под его редакцией для церковно-прих. школ изданы: Учебный часослов, Учебная псалтирь, Учебный октоих и др.

Ср. Витевский, в "Изв. по каз. епархии" (1892, №№ 4-6 и отд.) и П. Знаменский, "На память о H. И. И." (Каз., 1892).

II

(дополнение к статье)

Литература о нем: К. П. Победоносцев, "Из воспоминаний о Н. И. И. ("Русский Вестник", 1892, февраль); "Н. И. И. Избранные места из педагогических сочинений, некоторые сведения о его деятельности и о последних днях его жизни" (1892); Н. Воскресенский, "О переписке Н. И. И. с крещеными татарами" (Казань, 1896); Знаменский, "Участие Н. И. И. в деле народного образования в Туркестанском крае" ("Правосл. Собеседник", 1900); его же, "Несколько материалов для истории алтайской миссии и участие в ее делах Н. И. И." (ib., 1901, окт. — дек.); "По поводу исполнившегося десятилетия со дня кончины Н. И. И." (ib., 1902, январь); Соловьев, "Памяти Н. И. И." ("Странник", 1892, март); К. Харлампович, "Н. И. Ильминский и алтайская миссия" (Казань, 1905). — Письма И. к обер-прокурору св. синода К. П. Победоносцеву напечатаны в "Православном Собеседнике" за 1895—1898 и 1900 гг.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое ильминский николай иванович
Значение слова ильминский николай иванович
Что означает ильминский николай иванович
Толкование слова ильминский николай иванович
Определение термина ильминский николай иванович
ilminskiy nikolay ivanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины