Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - индекс
Индекс
Составлением и пополнением папского И. заведует инквизиция совместно с состоящей при римск. курии особой И.-конгрегацией (соngregatio indicis), учрежденной папой Пием V в 1571 г. Конгрегация имеет в своем распоряжении известное число доносчиков (delatores) и консультантов, среди которых должны быть и богословы, и юристы, и лица, сведущие в светских науках. В действительности постоянно раздавались жалобы на невежество папских цензоров. В 1882 г. И.-конгрегация состояла из 36 кардиналов, 39 консультантов и 5 доносчиков. Кроме того, 25 консультантов состояло при инквизиции. И. требует, чтобы книгу, подвергшуюся запрещению, ни один католик не читал, не держал у себя, не перепечатывал под опасением отлучения. Впрочем, со времени Пия IX эта столь суровая кара грозит лишь тем ослушникам И., которые оказываются виновными в чтении книг, написанных в защиту ереси или запрещенных особыми повелениями папы. Католик, у которого находится книга, внесенная в И., обязан доставить ее местному епископу или инквизиции — последняя должна такие книги сжигать. Разрешение читать запрещенные книги в прежние столетия давались папой с величайшим трудом и то только ученым, которые поставили себе задачей опровергать изложенные в них лжеучения, даже высшие сановники церкви, как, напр., генерал ордена иезуитов, могли читать внесенные в И. книги лишь с особого разрешения папы. В настоящее время епископы в качестве уполномоченных папы могут дозволить чтение запрещенных книг священникам, которые выказывают особенную заботливость о спасении душ своей паствы; миряне, желающие добиться того же права, должны обращаться за разрешением к папскому престолу. Запрещенные книги эти лица обязаны держать под замком. Впрочем, практическое значение И. имел лишь в тех странах, где была инквизиция. Во Франции запрещения книг, исходившие от инквизиции и от И.-конгрегации, не признавались обязательными. Практическое значение И. ослабляется еще тем, что знакомство с содержащимися в нем запретами даже среди образованных католиков далеко не распространено в той мере, как это требуется папскими постановлениями. Даже высшее католическое духовенство иногда обнаруживает недостаточное знакомство с И. Наконец, и по внутреннему своему содержанию И. оказывается несостоятельным, ибо характерная черта И. — это случайность и непоследовательность в запретах: одно здесь запрещено, другое нет, ничтожное подвергнуто каре, о важнейшем умолчано.
В истории И. можно отметить два главных периода: в первом периоде, обнимающем эпоху до конца XVI в., борьба римской церкви направлена против реформации, во втором же периоде рим. церковь при помощи И. ведет борьбу главным образом против различных неугодных церкви направлений в самом католичестве. Из трудов католических писателей всего чаще подвергались запрещению церковно-исторические сочинения, даже такие, как труды Барония, Александра Наталиса, Мембурга, Дюпеня, Флери, Мабильона, а в новейшее время Пихлера, не говоря уже о Геттэ. Даже некоторые томы Acta sanctorum балландистов попали в И. Запрещались и сочинения таких католических писателей, как Фенелон (соч. его о "Мистицизме", оспоренное Боссюэтом). Согласно общим воззрениям католич. церкви, заносились в И. и переводы Библии на народные языки (см. Библейские переводы). На И. отражались различные перемены в воззрениях католической церкви. Так, в XVII в. И. запрещал сочинения, защищавшие учение о беспорочном зачатии Девы Марии, а с 1854 г., когда папа Пий IX возвел это учение в догмат, в И. стали заноситься книги, его оспаривающие. Из богословских трудов православных писателей в И. занесено весьма немногое: история флорентийского собора Сильвестра Сиропула, опровержение власти папы в церкви, иepycaлимского патриарха Нектария, письма константинопольского патриарха Кирилла Лукариса, а из новейших — сочинение гр. Д. А. Толстого "Римский католицизм в России", появившееся на французском языке в 1864 г., а в И. занесенное в 1866 г. с редкой аттестацией opus praedamnatum аттестация, которая выдается в И. лишь сочинениям самых страшных еретиков. Из протестантских богословов XVIII и XIX в. упоминается в И. Мосгейм, "Жизнь Иисуса" Штрауса, но нет главы тюбингенской школы Баура. Впрочем, относительно протестантских авторов (по католической терминологии, еретических) второе правило Тридентского И. содержит общее запрещение всех их сочинений, относящихся к религии. Но особенно непоследовательность запретов И. проявляется по отношению к наукам небогословским. На философскую литературу И. обращал достаточно внимания лишь в прежнее время. Из сочинений Декарта запрещены не все и то с оговоркой donec corrigantur; Малебранш запрещен безусловно; Кант запрещен в переводе, а об оригинале И. умалчивает; о Лейбнице, Вольфе и Гегеле не упомянуто; Конт запрещен, Литтре — нет. Много внимания уделено историч. литературе, но опять-таки без всякой системы. Из новейших франц. исторических сочинений попали в И. не только труды Ренана, но и исследования Обэ о гонениях христиан при рим. императорах, хотя одно из них могло на русском языке появиться в одном из наших духовных журналов ("Правосл. обозрение", 1880 г.). Из естественных наук наибольшим нападкам подвергалась астрономия. Лишь в 1822 г. инквизиция формально объявила — в противоречие с прежними воззрениями католической церкви, — что в Риме дозволено печатание книг, в которых изложены суждения о движении Земли и неподвижности Солнца, после чего при издании И. 1835 г. из него исключены были имена Коперника, Кеплера и Галилея. В И. приводится зоономия Эразма Дарвина, а сочинения знаменитого внука его Чарльса Дарвина не упомянуты. Из политических писателей запрещен Макиавелли. Из поэтических произведений запрещены с оговоркой donec corrigatur: "Декамерон" Боккаччо, "Неистовый Орланд" Ариосто, "Божественная комедия" Данте. Из новейших поэтов и беллетристов в И. занесены: Гейне, оба Дюма, Э. Сю, Жорж Санд, Бальзак, Флобер; нет Золя и др. представителей реалистической школы. Ср. Fessler, "Das kirchliche B ü cherverbot" (Вена, 1858); Reusch, "De Index der ver botenen Bü cher" (2 т. Бонн, 1883-85; подробный отчет об этом капитальном труде в "Православном обозрении", 1885 г. № 1 и 1886 г. № 1), его же, "Die Indices librorum prohibitorum des 16 Jahrh. gesammelt und herausgegeben" ("Bibliothek des Litterarischen Vereins in Stuttgart", Bd. 176, Тюб. 1886). В древнерусской письменности существовала статья о книгах истинных и ложных, которой в нашей ученой литературе часто дается название И. (см. Отреченные книги).
А. Я.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907