Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - кирилл архиепископ александрийский
Кирилл архиепископ александрийский
Узнав от египетских монахов, что в монастырях его епархии циркулируют проповеди Нестория, в которых доказывается, что Св. Дева, как человек, могла родить только человека, и родила не Бога, а Христа, и что поэтому ее следует именовать не Богородицей, а Христородицей, К. написал послание к пустынникам Египта, в котором, не называя по имени Нестория, обличал кратко его учение, а когда Несторий обиделся этим, К. прямо потребовал от него отречения от указанных мыслей. Несторий отвечал на это рядом новых еретических проповедей. Тогда К. обратился к Несторию со вторым посланием, в котором подробнее объяснял церковное учение. Несторий отвечал тем, что потребовал К., от имени и с согласия императора Феодосия, к себе на суд, по поводу жалоб на него некоторых александрийских клириков. Отказавшись явиться на суд своего личного врага, К. изъявил согласие подчиниться приговору главных епископов диоцеза или избранных мирских сановников, и в то же время отправил императору и его сестрам три послания, в которых подробно разъяснял еретичество Нестория. Сестра Феодосия, Пульхерия, приняла сторону К., но император был обижен тем, что в послании к Пульхерии К. писал о деле подробнее и иначе, чем ему, как бы не признавая его способным войти в обсуждение утонченных религиозных вопросов. Опираясь на поддержку папы Целестина, К. созвал собор в Александрии, который одобрил сформулированные им тезисы его учения и изрек анафему Несторию (почему эти тезисы известны под именем анафематизмов К.). Несторий отвечал на них своими анафематизмами. Наконец, константинопольский клир и сам Несторий просили императора Феодосия решить спор на вселенском соборе (см. Ефесский собор). Борьба продолжалась и после собора, причем император энергически отстаивал Нестория. К. возвратился в свою епархию и управлял ее еще 13 лет после того.
Ф. X. Баур говорит о богословии К. с величайшим уважением. Некоторые церковные историки (например, Неандер) считают К. несвободным от крайностей, другие (например, Дорнер) признают К. первым богословом V века. Уже после Ефесского собора К. составлены объяснения на "анафематизмы", "Объяснение учения о воплощении сына Божия", "Замечания на мнения Феодорита Кирского", "Апологетик к императору", "Изъяснение символа Никейского", "Изложение учения о св. Троице", "Пять книг против Нестория". Кроме того, от него дошли до нас толкования на книги: Песнь Песней, пророка Исаии и малых пророков, на Евангелия от Луки и Иоанна, на Послания к коринфянам и к евреям и др., сочинения о поклонении Богу духом и истиной и о "О вере христианской" (против Юлиана). Сочинения К. имели в разное время 75 изданий — первое 1508 г. в Париже, последнее в 1880 г. в Лейпциге (Неймана). Новейшее из полных собраний — Миня, в "Patrologiae cursus completus" (series graeca, тт. LXVIII-LXXVII; русский перевод — Москва, 1885 и сл.).
См. жизнеописание К. и "Acta sanctorum" (под 25 июня); Tillemont, "M émoires pour servir à l'histoire ecclé siastique" (т. XIV, где К. посвящено 159 глав и 94 примечания); Dr. Joseph Kopallik, "Eine Biographie...nach den Quellen gearbeitet" (Майнц, 1881); рецензии на это сочинение профессора А. Лебедева, в "Прибавлении к творениям св. отцов" (1882) и профессора Болотова, в "Христианском Чтении" за 1883 г.; архимандрит Порфирий, "Св. К.", в "Прибавлениях к творениям св. отцов" (в русском переводе 1855 г.); профессор А. Лебедев, "Вселенские соборы IV и V вв." (Москва, 1879). Характеристика сочинений К., в сравнении с сочинениями Афанасия Великого, в изд. Шмита: "S. Cyrilli commentarii in Lucae evangelium" (Оксфорд, 1859).
H. Б-в.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907