Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - коллодионные способы фотографирования

Коллодионные способы фотографирования

как показывает самое название, основаны на употреблении коллодия (см.), как среды, в которой эмульсируются светочувствительные частицы йодистого и бромистого серебра и из которой после улетучивания растворителей коллодия (спирта и серного эфира) образуется несущий изображение слой. Первая мысль употребления коллодия для образования фотографического слоя возникла у Лагре (Lagray) вскоре после изобретения самого коллодия, а в следующем году англичане Арчер и Фрей (Archer и Fry) опубликовали уже вполне практически-удобный способ фотографирования на коллодионе. Изменяясь и совершенствуясь в деталях, способ этот до конца 70-х годов был единственным употребительным, пока не был вытеснен более быстроработающим, удобным и ныне всюду распространенным бромо-желатинным способом. Сначала практиковался один лишь нижеописанный мокрый способ, но торопливость при обращении и сложность сопутствующих ему приспособлений побудили отыскивать способ приготовления сухих К. пластинок, результатом чего было изобретение сначала в 1861 г. Русселем малочувствительного и мало распространившегося способа изготовления сухих, обработанных таннином пластинок, а вскоре затем — К. эмульсии, пущенной в практику Сейсом и Больтоном. Этот последний способ исторически и теоретически был уже непосредственным предшественником нынешнего бромо-желатинного и за некоторые специальные достоинства удерживается и доныне.

Мокрый коллодионный способ носит это название потому, что все манипуляции со светочувствительной пластинкой (как то: изготовление ее, съемка, проявление и закрепление) должны быть производимы непосредственно одна за другой в течение 12-18 минут, пока пластинка остается мокрой. Если при замедлении пластинка высохнет, то она уже не годна к употреблению. Здесь излагаются способы лишь вкратце, давая по одному рецепту, причем оговариваются могущие произойти неудачи от неумелого обращения с рецептами. Перед обливанием обыкновенного (но ровного и гладкого) стекла слоем коллодиона, стекло необходимо тщательно вымыть и протереть трепелом (инфузорной землей), затем облить слабым раствором каучука в бензине, для лучшего скрепления коллодиума со стеклом, причем избытку раствора дают свободно стекать со стекла. Упомянутый раствор составляется (по Фогелю): 1 часть не вулканизированного каучука растворяется в течение 12 часов в 20 частях хлороформа и затем разбавляется 1000 частями легкого бензина и фильтруется. Слой каучука, наведенный таким образом, высыхает в 5-6 минут, после чего пластинку можно обливать йодированным коллодионом, который составляется следующим образом: сначала составляют нормальный К. раствор из 14 грамм пироксилиновой ваты (наиболее известны Мана и Шеринга), в смеси 500 куб. см обыкновенного винного спирта (чистого) удельного веса 8,020 и равного количества серного эфира удельного веса 0,725; затем к 1000 куб. см нормального коллодиона прибавляют 91/4 грамм йодистого аммония и 3 грамма бромистого кадмия, после чего ей необходимо простоять не менее 2 дней до употребления. При обливании пластинки коллодионом ему сначала дают свободно покрыть все стекло, а затем избытку дают стечь с одного из углов. Когда оставшийся на стекле слой слегка затвердеет (около 1/2 минуты) от испарения эфира и части спирта, пластинку погружают в темной комнате в раствор ляписа на 3-4 минуты. Состав раствора: 1 часть по весу ляписа (азотнокислого серебра) и 10 частей дистиллированной воды; раствор должен иметь слегка кислую реакцию через прибавление 1-3 капель азотной кислоты. По прошествии означенного времени, помутневшую (от образования йодистого и бромистого серебра) пластинку вынимают из раствора и, обтерев заднюю ее часть пропускной бумагой, вкладывают в кассету и экспонируют. О чувствительности коллодионных пластинок и зависящей от нее продолжительности снимания — см. Сенситометр, здесь скажем только, что она (чувствительность) гораздо меньше, чем у бромо-желатинных пластинок. Проявление снятого изображения ведется с помощью обливания пластинки следующим раствором: воды 1000 куб. см, железного купороса 70 грамм, уксусной кислоты 43 куб. см и спирта 40 куб. см. Когда появившееся изображение будет иметь достаточную силу, пластинку обливают водой и погружают на 5-10 минут в обыкновенный закрепитель, составленный из 1 части серноватисто-кислого натра (гипосульфита) и 6 частей воды. После закрепления пластинку промывают в проточной воде и затем в нескольких переменах воды в течение 3-4 часов, после чего ее сушат при обыкновенной температуре. Перед печатанием слой коллодиона необходимо покрывать негативным лаком, иначе слой коллодия по непрочности легко портится.

В коллодионной эмульсии образование бромистых и йодистых соединений серебра производится не с поверхности слоя, как в мокром способе, а внутри его, заблаговременным смешением тех же солей. Подразумевается, что все манипуляции должно вести в темном помещении, освещенном лишь слабым неактиническим светом. Нормальный коллодий составляется, подобно вышеописанному, из 23 грамм К. ваты, 333 куб. см спирта и 667 куб. см эфира. Затем, растворив 60 грамм бромистого цинка в наименьшем количестве спирта и прибавив 4-5 капель азотной кислоты, приливают раствор к половине приготовленного раньше коллодия, другую же половину смешивают с раствором ляписа. Этот последний готовится так: 90 грамм истолченного в порошок ляписа растворяют при нагревании в 34 куб. см воды и приливают к раствору 200 куб. см кипящего спирта (удельный вес 0,805 при обыкновенной температуре) при сильном взбалтывании смеси. Этот-то раствор и приливают к упомянутой второй половине коллодиона. Затем при сильном помешивании приливают первую половину коллодиона ко второй малыми порциями и оставляют на 20-24 час. Следующими манипуляциями являются испарение спирта и эфира и затем высушивание эмульсии, ведущиеся при температуре 20-26° Ц. и лучше всего в тяге. Для первой манипуляции эмульсию разливают в плоские сосуды, слоем не более 1/4 дюйма толщиной, и через каждые 1/2 часа снимают с поверхности образующуюся подсохшую пленку, пока вся эмульсия не перейдет в это состояние. Для второй — пленки раскладывают на листы бумаги и оставляют на 1/2-1 час, после чего их измельчают для лучшего отмывания ненужных и вредных растворимых солей цинка, образовавшихся при реакции цинковой и серебряной солей. Эта новая манипуляция производится сначала простой сменой нескольких промывных вод, затем непродолжительным обмыванием слабой соляной кислотой (1 часть на 20 воды) и, наконец, 3-часовым промыванием во многих переменах воды, производящихся примерно через 1/4 часа одна после другой, причем каждый раз нужно отнимать старую воду, что лучше всего достигается, заключая промываемую эмульсию в чистый кусок холста. Отделив последнюю промывную воду, эмульсию заливают чистым спиртом, удельного веса 0,820, и оставляют на час, чтобы удалить остаток промывной воды. Отделив спирт, его заменяют новым и по прошествии 1/2 часа, еще раз слив этот второй спирт, эмульсию сушат на листах чистой бумаги при обыкновенной температуре. Высушенная эмульсия снова растворяется в смеси 333 куб. см спирта и 667 куб. см эфира и тогда готова для покрывания ею стекол, которое и ведется затем совершенно так же, как при мокром способе. Высохшая пластинка готова к употреблению и может в темноте и благоприятных условиях храниться долгое время, не теряя своих качеств.

Проявление сухих экспонированных пластинок, покрытых подобной эмульсией, ведется как и при мокром способе, но состав проявителей иной. Приведем один из них: железно-лимонно-щавелевый, рекомендуемый Абнеем. Лимоннокислого калия (нейтрального) берется 227 грамм, щавелево-железной соли 50 грамм и 1 литр воды. Растворение солей ведется в колбе с пробкой, при нагревании, начиная с лимоннокислого калия. Для закрепления служит обыкновенная гипосульфитная ванна и, после промывки и высушивания пластинки, советуется ее также покрывать лаком. Несомненные достоинства всех К. способов фотографирования состоят в нежности переходов от света к теням, в обилии тех полутонов, которые так желательны особенно при портретных съемках и в высокой степени резкости полученных с помощью их негативов, что зависит от малой толщины слоя, несущего изображение. Все эти достоинства долго давали перевес К. способам в борьбе с новыми, бромо-желатинными, да и поныне там, где важна резкость изображения, например в позитивах для волшебного фонаря, практика отдает им справедливое предпочтение. Однако, малая чувствительность К. пластинок, особенно по сравнению с бромо-желатинными, хлопотливость и сложность обращения с ними являются столь важными недостатками, что они уже давно исчезли из обычной практики и лишь в редких, указанных выше случаях еще доживают в техническом применении.

B. Менделеев. Δ.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое коллодионные способы фотографирования
Значение слова коллодионные способы фотографирования
Что означает коллодионные способы фотографирования
Толкование слова коллодионные способы фотографирования
Определение термина коллодионные способы фотографирования
kollodionnye sposoby fotografirovaniya это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины