Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - колоши
Колоши
(колюжи, калюжи) — индейское племя, живущее на прибрежье Аляски, от горы св. Илии на юго-восток до Диксонова залива, и на соседних островах архипелага принца Валлийского и короля Георга III. Сами себя К. называют тлинкит или клинкитс (т. е. люди), название же К., данное им русскими, произошло от калюжки — куска дерева, кости или камня (также раковина), который их женщины и старейшины (тойоны) вставляют в рассеченную и оттянутую книзу нижнюю губу. К. распадаются на два племени: стикхин-кван на реке Стикхин и ситкин-кван у Ситхинского залива и Новоархангельска и на соседних островах. В 1840-х гг. в бывшей Русской Америке К. считалось 6000 душ обоего пола, а вне ее пределов до 14000 душ. По переписи же 1880 г. их оказалось лишь 6757 человек. В физическом отношении К. составляют переход к индейцам нутка на острове Ванкувер, но язык их значительно отличается от наречия последних. Темно-бурым цветом кожи, переходящим у иных в желтоватый, К. несколько отличаются от других индейских племен Северной Америки. В среднем они малого роста, но хорошо сложены и сильны; голова небольшая, лицо правильное, скуластое, лоб прямой и высокий, осанка горделивая; волосы вообще черные, жесткие, похожие на лошадиную гриву. Некоторые К. собирают волосы наверху головы в кучку и завязывают в виде пучка, или стараются как можно более спутать их и затем намазывают жиром. Ребенку К. сжимают при рождении верхнюю часть головы в виде лопатки, вследствие чего они кажутся широколицыми. Лицо К. раскрашивают киноварью и сажей, выводя на нем разные узоры. К. прокалывают себе ноздри для ношения колечек, а в ушах делают по несколько дырочек, в которые продевают разноцветную шерсть. Калюжи или губные украшения, обезображивающие лица женщин (см. фиг. 15 таблицы Американские племена), вставляются девушкам после первого месячного очищения, после которого они подвергаются продолжительному затворничеству. Сначала в нижней губе, обыкновенно медвежьим когтем, делается маленькая скважина, куда вставляется небольшая шпилька, которая постепенно заменяется все большей и большей. С течением времени шпильку сменяет калюжка, сначала небольшая, впоследствии же доходящая до 6 дюймов в окружности. Калюжка является признаком достаточности и хорошего тона; рабыни (калги) не имеют права носить ее. Оттягивая губу, калюжка в значительной степени мешает женщинам говорить отчетливо. При замене калюжки новой, большего размера, справляется семейный праздник, и чем больше калюжка, тем большим уважением пользуется женщина. Всякое торжество сопровождается плясками, страсть к которым очень развита среди К. Пляски бывают зимние, более торжественные, и летние; участвующие, переодевшись в парадное платье и, надев маски (некоторые маски, например, волка, орла и др. животных имеют религиозное значение), начинают сначала поодиночке, затем хором кружиться вокруг огня под звуки барабана и потрясая гремушками; окружающая публика бьет в ладоши, или чем попало, лишь бы было громче. К. большей частью ведут оседлый образ жизни; главные занятия их — охота, отчасти рыболовство и огородничество; живут в бараборах — род деревянного здания с двускатной крышей, в которой проделано отверстие для выхода дыма, входом же служит небольшое отверстие в передней стороне здания, к которому приставлена лестница и близ которого стоит иногда резной деревянный столб с резными человеческими и чудовищными фигурами, заменяющими герб (тотем). В прежнее время, когда водка еще не производила среди них своих опустошений, К. обнаруживали замечательные способности к резьбе из дерева, камня, кости и др. материалов. Прежде самые обыкновенные вещи домашнего обихода были покрыты у них разнообразными орнаментами. Ныне особое искусство проявляется только в плетении корзин женщинами. Плащи или одеяла из козьей или бараньей шерсти, прежде главная одежда К., умевших красиво ими драпироваться, также приводят путешественников в удивление как искусством отделки, при полном отсутствии машин, так и приготовлением шерсти, прочностью красок, правильностью и оригинальностью рисунка и проч. До прихода европейцев К. изготовляли свои кинжалы и острия копий из меди, хотя и не знали добывания металлов; ныне владеют ружьями. Их пироги, часто вмещающие 50-60 человек, состоят из выдолбленных колод, обтянутых тюленьей шкурой. У К. существует свое дворянство. Военнопленные обращаются в рабство, а при погребениях иногда приносятся в жертву. К. частью идолопоклонники, частью христиане, более, впрочем, по имени. Воду, дождь, лес, медведей, рыб и т. п. они представляют себе как неприязненные силы, благосклонность которых необходимо приобрести, и во главе которых стоит безымянное существо, начало смерти, разрушения и всяких бед. Большим влиянием пользуются шаманы; в своем лице шаман вмещает врача, священника, пророка, учителя и поэта. Митрополит Иннокентий (см.) обратил несколько сот К. в православие. В 1855 году К. бунтовали против русских, и сам Новоархангельск находился в опасности.
Ср. Ив. Вениаминов, "Записки об островах Уналашкинского отдела и об атхинских алеутах и К." (3 т., СПб., 1840); его же, "Замечания о колошенском и кадьякском языках, с присовокуплением российско-колошского словаря" (СПб., 1846); J. С. Е. Buschmann, "Die Prima-Sprache und die Sprache der Koloschen" (Б., 1857); Pinart, "Notes sur le Koloches" (в "Bulletin" парижского антропологического общества, 1872 г.); A. Pfizmaier, "Aufklärung über die Sprache der Koloschen" (Вена, 1883); Fr. Müller, "Bemerkungen über das Verbum der Koloschischen Sprache" (В., 1884); Krause, "Die Tlinkitindianer" (Йена, 1885).
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907