Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - куприн александр иванович

Куприн александр иванович

талантливый писатель. Род. в 1870 г. Воспитывался в Москве, во 2 кадетском корпусе и военном Александровском училище. Писать начал еще юнкером; первое произведение его ("Последний дебют") было напечатано в московском юмористическом журнале "Рус. Сатирич. Листок" (1889). Позже стал писать в "Рус. Богатстве". Держал экзамен в академию генерального штаба, но к окончанию экзаменов не был допущен распоряжением ген. Драгомирова, командовавшего тогда киевским округом. В 1894 г. К. оставил военную службу и стал работать в киевских, приволжских, одесских, ростовских изданиях. Близкое участие принимал в "Жизни и Искусстве", "Киевлянине", "Киев. Слове", "Самарской Газете", "Волыни", "Донской Речи", "Одесских Новостях". В промежутках газетной работы был актером, изучал зубоврачебное искусство, служил в технических конторах, занимался землемерием. Издал отдельно сборники "Киевские типы" (Киев, 1896) и "Миниатюры" (Киев 1897). В них есть проблески таланта, но в общем "миниатюры" и "типы" слишком беглы и поверхностны и даже несвободны от пряности сомнительного свойства. С 1901 г. К. поселился в СПб. в качестве ближайшего сотрудника "Мира Божьего" и изданий т-ва "Знание". Этим книгоиздательством выпущены 2 т. "Рассказов" К. (СПб., 1903 и 1906). Первый том, куда ставший очень строгим к себе автор внес только 10 из многочисленных своих рассказов, имел серьезный успех и в публике (2 изд.), и в критике. В нем еще чувствуется влияние крупных писателей и русских и иностранных; встречаются мотивы Толстого, Гауптмана ("Одиночество"), Тургенева ("Лесная глушь", в стиле "Бежина луга"). Самое решительное влияние оказал на К. Чехов. Зародившись и получив свое развитие в ту же мрачную эпоху политического безвременья, творчество К. тоже впитало в себя Чеховскую тоску и Чеховское сознание интеллигентского бессилия что-нибудь сделать. Основной тип рассказов К. — нервные, честные, но дряблые натуры, добрые порывы которых не приводят ни к чему, кроме полного нравственного банкротства. Из превосходно изученного им солдатского мира К. и в "Рассказах", и в позднейшем "Поединке" всегда с особенным тщанием выхватывает жалких солдатиков, совершенно неспособных отстоять себя, тупых и неумелых, так что и жалеют-то их "хорошие" офицеры-неврастеники больше из принципа. Сквозь общий уныло-неврастенический тон Чеховской школы у К. пробивалось, однако, очень решительно и нечто другое, указывающее на то, что общественное уныние близилось к концу. Общее впечатление от книги получилось резко-протестующее. Военные рассказы("Ночная смена", "Поход" и особенно "Дознание") — сплошное, нервно-возбужденное обличение бездарной и бесчеловечной организации нашего военного быта. И остальные рассказы подобраны вполне определенно, особенно рассказ из заводской жизни "Молох", с его реалистически-символическим изображением бездушного, всепожирающего чудовища капитализма, и лучший рассказ всей книги — "Болото". В "Болоте" нарисована потрясающая картина с одной стороны людской жестокости, с другой — чисто-скотской покорности. В видах удобства наблюдения за порубками, в самом центре трясины для лесника построена изба — и покорно живет лесник в гнезде болотных миазмов; медленно чахнет и вымирает вся его семья. Смена общественно-литературных настроений сказалась в заключительном символическом аккорде рассказа: студент Сердюков, наблюдая на бледных, бескровных лицах детей лесника сокрушительную работу вампира болотной малярии, приходит сначала к страшному выводу, что не все ли равно как жить и как умереть; но затем он чувствует жгучий прилив бодрости, ему "жадно до страдания" хочется "видеть солнце" и он выбегает из "болота" на простор "ясного, чистого воздуха летнего утра". Успех, выпавший на долю К. после выхода I т. его "Рассказов", превратился в шумную известность, когда в начале 1905 г. в VI-м сборнике "Знания" появилась большая повесть его из военного быта: "Поединок" (позднее "Поединок", вместе с небольшим колоритно написанным очерком "С улицы", составил II том "Рассказов" К.). "Поединок" (переведен на франц., немецк., польский и итальянский яз.) написан ярко и очень интересен. Особенно заслуживает внимания эволюция общественной психологии, теоретически выраженная в речах своеобразного ницшеанца Низанского, а художественно — в изображении отдельных моментов душевной жизни главного героя повести, симпатичного поручика Ромашева. Низанский на смену Чеховскому пессимизму провозглашает, что жизнь прекрасна и что для победы над злом нужна только "великая вера в свое я". Ромашев, в общем — типичный представитель излюбленных К. "добрых" поручиков, преисполненных лучших намерений, но не настолько нравственно сильных, чтобы оказать влияние на косность окружающей их среды. По временам, однако, Ромашев вдруг чувствует в себе власть высвобождающегося я, и тогда в нем просыпается настоящая сила, пред которой отступает трусливое насилие (сцена с полковником). Главная причина небывалого в русской книжной торговле успела "Поединка" — в том, что он своим изображением военной жизни ответил на первенствующий интерес момента. Ошеломленное рядом неслыханных поражений русской армии в Маньчжурии, общество лихорадочно искало разгадки катастрофы. Повесть К. давала ключ, тем более верный, что она была написана до войны и не задавалась никакими определенными выводами, а просто рисовала широкую, полную и правдивую бытовую картину армейской жизни. Впечатление получалось до последней степени удручающее. Такое офицерство, какое изображено в "Поединке", очевидно не могло вести к победе.

С. Венгеров.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое куприн александр иванович
Значение слова куприн александр иванович
Что означает куприн александр иванович
Толкование слова куприн александр иванович
Определение термина куприн александр иванович
kuprin aleksandr ivanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины