Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - леконт де лиль
Леконт де лиль
(Charles-Marie-René Leconte de Lisle) — выдающийся франц. поэт, член франц. акд., основатель "парнасской" школы (1818-94). Детство Л. провел на о-ве Бурбон, где отец его был военным врачом, а в молодости много путешествовал по Индии и Востоку, что наполнило его воображение блестящими красками тропического Юга. Первое его стихотворение "La Vénus de Milo" произвело сенсацию и сделалось исходным пунктом парнасского движения. В 1848 г. он приветствовал отмену рабства в колониях, хотя это разорило его семью, владевшую плантациями на о-ве Бурбоне. Рассорившись из-за этого с семьей, Л. лишился всякой денежной помощи от родных и долго бедствовал. Позже его материальное положение улучшилось, особенно благодаря месту библиотекаря сената. В 1852 г. появились его "Poèmes antiques", восторженно встреченные В. Гюго, в 1854 г. — "Poèmes et poésies", в 1659 г. — "Le Chemin de la Croix", в 1862 г. — "Poèmes Barbares". В своих переводах греческих классиков (Феокрита, Гомера, Эсхила, Софокла, Еврипида и др.) Л. сохранял архаичность текста, чтобы точнее передать колорит подлинника. Критика очень нападала на буквальную передачу греческих имен — Ахиллеус, Клитаймнестра и т. д. — и недостаточно оценила вследствие этого оригинальность и силу самых переводов. Трилогию Эсхила "Орестию" Л. переделал под заглавием "Les Erinnyes" (1872). Творчество Л. вышло из реакции против романтизма. Все то, что романтизм внес разнузданного и беспочвенного в поэзию, парнасцы, и во главе их Л., старались вытеснить возвращением к классическим идеалам. Ярче, чем кто-либо, Л. воплотил это стремление в "Poèmes Classiques", где он воспевает богов и героев в их неприступной, возвышающейся над земными страстями красоте. Другая черта, характеризующая творчество Л., — это его "невозмутимость" (impassibilité), составляющая резкий контраст с лиризмом романтиков. Романтизм выдвинул на первый план в поэзии отражение личной жизни, индивидуальных отношений; Л. понимал поэзию как искусство отвлекаться от себя и предаваться культу чистой красоты. Ни одно личное чувство, ни одно индивидуальное настроение не нарушает строгого тона его поэм и коротких стихотворений, где героем является все человечество с его идеалами и верованиями. Л. сходится с Ренаном в мнении о том, что каждая нация, каждая форма интеллектуальной, религиозной и нравственной жизни народов оставляет при своем исчезновении краткую формулу, "сокращенный тип", который навсегда делается представителем миллионов людей, давно сошедших со сцены. "Poèmes Barbares" являются попыткой поэта воссоздать в искусстве эти кристаллизовавшиеся типы человечества. "Qaïn", "Vigne de Naboth", "Néferou Ra" и другие поэмы посвящены отдельным фазисам человеческого существования и воспроизводят внутреннюю красоту каждого из типов человечества. Это тоже своего рода "Légende des Siècles", в которой романтический произвол Гюго заменен глубокой эрудицией, не вполне свободной от педантизма. В объективном творчестве Л. есть несомненно большая красота, близкая по духу к греческой скульптуре, — но есть в нем и неподвижность, вызвавшая в последнее время возврат к романтизму, хотя и непохожему на романтизм предшественников Л. Творчество последнего представляет, таким образом, звено между старым романтизмом, чуждым философии, и новым, вышедшим из научных и философских идей. Из непосредственных последователей Л. самый замечательный — Гередиа (см.). См. Paul Bourget, "Essais de psychologie contemporaine"; Jules Lemaître, "Les Contemporains"; Ferd. Brunetière, "L'évolution de la poésie lyrique au XIX s.".
З. Венгерова.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907