(некоторые пишут
Ласса, а некоторые Хласса; в переводе значит "страна небожителей") —
один из городов центральной Азии,
метрополия всего ламайского
мира, столица Тибета и главный
город тибетской провинции Уй. Время построения этого города сами Тибетцы относят к началу VII
в. по
Р. Х.; в Европе он делается известным не ранее первой половины XIV стол. Первым из европейских путешественников, посетивших Л., был монах Одорико-ди-Порденоне, который прошел по Тибету в период 1316—1330 гг.; три века спустя в
Л. был иезуит Антонио д'Андрада (1624). Вскоре после него в Л. появились и другие
иезуиты, из которых Дезидери прожил в Л. 13
лет (с 1716 г.). Орацио де ла Пенна основал в Л. капуцинский миссионерский
стан, существовавший с 1719 по 1741
г. В 1742 г. Л. впервые посетил светский европейский
путешественник — голландец Van de Putte. В 1811 г. туда проник отважный
Маннинг; французские миссионеры Гюк и Габе прожили там более месяца в 1844 г.; попытки остальных европейских (в том числе и русских) путешественников посетить Л. остались безуспешными. Позднейшие, более основательные сведения о Л. можно получать только от китайцев, да еще от индийских лазутчиков, титулуемых пандитами (учеными), которые проникали в Л. из британских владений в Индии. Самый известный из этих разведчиков, топограф Наин-синг, путешествовал по Тибету два раза, в 1866 и 1875 гг.; другой
пандит, имя которого неизвестно, посетил Л. в 1872 г.; наконец третий, скрывающийся под инициалами
А. К., прожил в Л. целый
год (1879—1880); от него, между прочим, мы имеем самый подробный план города. Л., по определению Наин-Синга, находится под 29° 39' 20"сев. шир. и под 8 8 ° 45' 16" вост. долготы; высота его над уровнем моря — почти 11900 фт. Город стоит на правом берегу р. Цзи-чу, в 40 км. от впадения ее в Цзанбо. Китайская перепись 1854 г. определила гражданское
население города в 15000
душ (6000 мужчин и 9000 женщин); к этому числу надо прибавить ламское население Л. — по Шлагинтвейту, не менее 18000 душ; далее известно еще, что в этом городе всегда проживают целыми десятками тысяч поклонники, собирающиеся со всего ламайского мира. Ввиду этого становится правдоподобным
определение Пржевальского, считавшего в Л. 50000 жит., и даже Крейтнера, доводящего это число
до 80000. Еще недавно удостоверялось, что
площадь, занимаемая Л., простирается до 37 верст в окружности; но при таком вычислении несомненно включались в городскую черту все прилежащие к городу
монастыри,
дачи и слободы. Самый город, по свидетельству Крейтнера, имеет не более 6
или 7 км. в окружности и заключает в себе около5000 дворов. Точный план пандита А. К.дает Л. около 2 км. длины и 1½ км. ширины. В старину Л. была обнесена стеной, но
она была разрушена чжунгарами, в период набегов их на
Тибет 1719—1722 гг. и взамен ее тибетцы воздвигли вдоль подошвыБудалы, на протяжении около 15 верст, каменную плотину, для защиты прибрежныхгородских и загородных зданий от разливов р. Цзи-чу. Город изобилует садами.Главные улицы его широки, прямы и довольно чисты, по крайней мере в сухую погоду; а все предместья невообразимо грязны. Домавообще большие, высокие, своеобразной, красивой архитектуры и все тщательно выбелены. В
предместье Л. есть один квартал, в котором все здания выведены из бычьих и бараньих рогов. Самые замечательные строения — ламайские кумирни и здания, в которыхпомещается китайский
губернатор со своимуправлением. Дворец далай-ламы расположен к З от Л., в расстоянии около 1—2 вер., на скалистой горе Будале. Дворец этот называется "Побран-Марбу",
т.
е. "красныйгород". Он представляет собой
соединение нескольких кумирен различной величины: главная из них — срединная — выведена в 4этажа, вышиной в 367 ф., и заканчиваетсяпятью куполами, с вызолоченной крышей. Внутри этой кумирни находится колоссальная статуя Чжамба, в 22
м. вышиной. Поставленная на пьедестале, помещающемся в нижнем этаже, статуя
эта проходит своим туловищем через два этажа здания, а
голова ее, вылепленная из позолоченной глины и украшенная драгоценными камнями, находится в четвертом этаже, причем срединный
купол здания служит ей балдахином. Второстепенные кумирни служат жилищем для массы
лам различных степеней. По преданию, дворец этот впервые был построен тибетским ханом Сронзан-гамбо около 630 г. по Р. Х.; настоящее здание возведено в царствование Канси и в правление 5-го далай-ламы. Внутренность Л. производит
впечатление обширного толкучего рынка.
Религия и
торговля, привлекая сюда массу
иностранцев, делают этот город местом сношений самых различных народов Азии.
Постоянное население Л. составляют прежде всего тибетцы, затем пебуны —
выходцы из Бутана, качийцы и китайцы. Качийцами называются в Л. иноземцы, родом из Кашмира, исповедующие мусульманскую религию.
Они имеют в Л. особого правителя, утверждаемого далай-ламой и соединяющего в своем лице власть паши в муфтия. Китайцев в Л. мало; большая их часть — чиновники и
солдаты, составляющие
гарнизон Л. (500 чел.). Солдаты эти сменяются через каждые три года, но многие из них по окончании обязательного срока службы остаются в Л., для занятия торговлей и ремеслами. Некоторые отрасли промышленности доведены в Л. до высокого совершенства, напр. литье и чеканка золотых, серебряных и медных вещей и сосудов, употребляемых при ламайском богослужении.
Литература. Иакинф, "Описание Тибета в нынешнем его состоянии" (СПб. 1828); Нас, "Souvenirs d'un voyage" (Пар., 1853); "Pandit Nain Sing", в "General Report on the operations of the Great Trigonometrical Survey of India during 1866—67"; статьи в "Mittheilungen" Петермана; Markham, "Narratives of the mission of George Bogle to Tibet" (Л., 1879). Пржевальский, "Четвертое путешествие" (СПб., 1886); Попов, "Путевые заметки от Чэн-дэ-фу до Чжая" (СПб., 1881); H. Wichmann, "Die Reise des Panditen A. К. durch das ö stliche Tibet 1872—82" Б., 1885); статьи по исследованию Тибета в "Изв. Имп. Рус. Геогр. Общ.", 1869 г., т. V, №№ 1—3, и 1873 г., т. IX, № 6.
А. Позднеев.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907